 |
|
Петля восприятия. Существо человека можно уподобить точке
пересечения в «ленте Мебиуса». Одна часть петли – его внешний мир;
его внимание, подобно ленте, выходит вовне, зарождаясь во внутреннем
мире. Другая половина петли – внутренний мир, то, что уже произошло
вовне и возвращается в него, входя через восприятие. Пройдя по внутреннему
миру и достигнув максимального удаления от внешнего мира, «происходящее»
реализуется внутри как сплав опыта, мыслей, чувств, подобно потоку
в реке, где есть все: водоросли, вода, рыбы. Причем все изменения
происходят одновременно: то, что выходит из человека, развиваясь
и достигая точки, максимально удаленной от его внутреннего центра,
в то же время совершает обратное движение к этому самому центру.
Человек одновременно, в одном и том же смысле производит и потребляет.
Иллюстрацией петли восприятия может служить знак Инь-Янь. Этот знак
интересен тем, что, помимо его вращения, где движется белая капля
за черной, белое, как в воронку, втекает в черную точку, находящейся
посередине белой капли, и, выходя через противоположную точку, становится
черным, в то время как навстречу белому движется черное в обратном
направлении. Восприятия бывают с небольшим периодом обращения, составляющими
петли малого диаметра, а есть и большие, с периодом в несколько
десятков лет.
Мысль, зародившись внутри, на выходе становится словом, а в самой
дальней точке петли – действием, но в обратной перспективе она,
отталкиваясь от действия, проходит через точку «здесь и теперь»,
входит внутрь, где порождает ощущение, затем откладывается в виде
памяти и, наконец, формирует опыт. Есть случаи, когда внутренняя
часть петли – очень маленькая, а внешняя – большая. Это говорит
о том, что внимание человека слишком вытянуто во внешний мир. А
бывает и наоборот.
|