Ум и сердце
Существуют четыре вещи: воля, разум, память и мысль, которые вместе
с пятой и главной вещью - Эго - составляют сердце; именно эти пять вещей
могут быть названы сердцем. Но давая этим частям сердца разные имена,
мы называем поверхность его "умом", а глубины - "сердцем".
Если мы представим сердце в виде лампады, то свет этой лампады превращает
ее в дух. Мы называем ее лампадой, когда не думаем о свете; но когда
есть свет, мы забываем слово "лампада" и называем ее светом. Когда мы
называем сердце духом, то это не означает дух, лишенный сердца; точно
также, как это не означает свет без лампады, но свет в лампаде; хотя
правильное использование слова "дух" - это "суть всех вещей".
Свет сущности и жизни, из которого произошло все, - вот что такое дух.
Но мы также используем слово "дух" в его ограниченном смысле; подобно
тому, как бывает свет солнца, всепроникающий свет и в то же время свет
лампады; его мы тоже называем светом. Люди также называют сердцем часть
груди человека. Причина этого в том, что в груди существует орган из
плоти, который является самым восприимчивым к чувству; и естественно,
поскольку человек не может ухватить идею о сердце вне тела, он постигает
ее как идею о сердце, являющимся частью его физического тела.
Эго стоит отдельно от упомянутых выше четырех способностей: воли, разума,
памяти и мысли. Это подобно четырем пальцам и большому пальцу. Эти четыре
дара являются дарами, а Эго является реальностью; оно хранит и дает
пристанище внутри себя другим четырем способностям, и для того, чтобы
определить его как отличное от этих четырех способностей, мы называем
его Эго.
Разница между мыслью и воображением в том, что воображение, фантазия,
является автоматической работой ума. Если ум тонок, то воображение тонко;
если ум плотен, то имеет место грубое воображение; если ум прекрасен,
то прекрасно и воображение. Мысль - это тоже воображение, но воображение
удерживаемое, контролируемое и направляемое волей. Поэтому когда мы
говорим: "Он глубокомысленный человек", это значит, что этот человек
думает и говорит не под воздействием импульса, но за всем, что он делает,
стоит сила воли, которая контролирует и направляет активность ума.
Подобно тому как поверхность сердца узнается по воображению и мысли,
так глубина ума, которая является сердцем, узнается по чувству. Существует
девять основных чувств, которые могут быть определены как радость, печаль,
страсть, гнев, сочувствие, преданность, страх, недоумение и безразличие.
Конечно, чувства не могут быть ограничены этими девятью, но если мы
будем различать их бесчисленные оттенки, то мы можем уменьшить их количество
до девяти определенных чувств, которые человек испытывает в жизни. Также
существуют шесть болезней, присущих сердцу: страсть, гнев, слепое увлечение,
тщеславие, ревность, жадность или алчность.
Сердце является одним из тел души, первым ее телом, которое проходит
вместе с ней долгий путь, даже в ее возвращении. Сердце - это то же
самое, что и ангелическое тело. Мир чувства тоньше, чем мир мысли. Можно
сказать, что в определенном смысле сердце ближе к душе, а ум ближе к
телу. Но в то же время душа получает опыт через все существо: через
тело, через ум, через сердце, так как ей случается быть на различных
планах существования.
Чем больше человек думает о сердце, тем больше он обнаруживает, что
если и существует нечто, что может сказать нам о нашей личности, то
это сердце; если есть что-то, с помощью чего мы чувствуем или узнаем
себя и то, чем мы являемся, то это сердце и то, что в нем содержится.
И как только человек понимает природу, характер и тайну сердца, он понимает,
так сказать, язык всей вселенной.
Существуют три пути восприятия. Один способ восприятия принадлежит поверхности
ума; это мысль. Мысли проявляются для нашего ума как обладающие различными
формой, линией и цветом.
Следующий путь восприятия - это чувство. Оно ощущается совершенно другой
частью сердца; оно чувствуется глубинами сердца, а не поверхностью.
И поэтому чем сильнее качество сердца пробуждено в человеке, тем истиннее,
лучше он воспринимает чувства других. Такой человек более чувствителен,
потому что для него мысли и чувства других ясны. Тот, кто живет на поверхности,
воспринимает чувства неясно. И существует разница между эволюцией этих
двух людей: того, кто живет на поверхности сердца, и другого, живущего
в глубинах; другими словами, одного, живущего в своем уме, и другого,
живущего в сердце.
Но существует и третий путь восприятия, который осуществляется даже
не через чувство и который может быть назван духовным языком. Это исходит
из самых великих глубин сердца. Это голос духа. Он принадлежит не лампаде,
он принадлежит свету; но в лампаде он становится более определенным
и ясным. И это восприятие может быть названо интуицией, - нет лучшего
имени для него. Для того, чтобы изучать жизнь во всей полноте, эти три
типа восприятия должны быть развиты. Только тогда человек способен познавать
жизнь в полноте; и только изучая ее всеобъемлюще человек может формировать
суждение о ней.
|