Здоровье
Здоровье находится в приличном состоянии в результате
регулярной работы механизма физического тела. Нормальная работа
физического тела зависит от погоды, питания, равновесия между
активностью и отдыхом и состояния ума.
Многие полагают, что это какая-либо деформация тела — искривление
позвоночника или впадина в мозгу — действуют на ум; но мало кто
сознает, что это как раз ум очень часто вызывает сбои в деятельности
позвоночника или мозга, делая их больными. Расхожая точка зрения
состоит в том, что болезнь — это физическое нарушение, и вылечить ее
можно с помощью материальных средств. Существует обратная позиция,
которой придерживаются те, кто мыслит глубже и кто говорит, что если не
обращать внимания на болезнь, если убедить больного в том, что он
здоров, тот может поправиться. Конечно, эта точка зрения является
преувеличением, когда некоторые люди уверяют, что болезнь — не более
чем иллюзия, не имеющая собственного существования; но и общепринятую
позицию можно также преувеличить, думая, что единственным средством
лечения являются лекарства и что ум не оказывает никакого влияния на
болезнь.
Оба эти человека — и тот кто смотрит на это с обычной точки зрения и
тот, кто делает это более глубоко, найдут аргументы как “за”, так и
“против” этих идей. Иные заявляют даже, что людям верующим не следует
прикасаться к лекарствам, а другие настаивают на том, что болезнь столь
же реальна, как и здоровье. Не будь болезни, нетрудно было бы и боль
объявить иллюзией, но когда человек страдает, ему очень трудно назвать
это иллюзией.
Если меня спросят, кто более подвержен болезни — духовный или
материальный человек — отвечу, что духовный человек, пренебрегающий
физическими законами, настолько же подвержен болезни, как и
материальный человек, делающий те же самые вещи. Без сомнения, человек
духовной направленности в меньшей степени подвержен риску заболеть,
потому что его дух стал гармоничным посредством духовности; он создает
гармонию и излучает ее. Такой человек держится в царстве природы,
сонастроенным с Бесконечным. Однако жизнь одухотворенной личности среди
мирской круговерти подобна жизни рыбы на суше. Рыба — порождение воды;
ее пропитание, ее радость, ее счастье — в воде. Духовная душа создана
для уединения; ее радость и счастье — в уединении. Духовный человек,
заброшенный судьбой в центр мира, чувствует себя не на своем месте, а
непрерывное раздражающее воздействие окружения и постоянное воздействие
впечатлений, которые беспокоят его тонкие чувства, делает его скорее
подверженным болезни, в отличие от тех, кто прокладывает себе дорогу
через мирскую толпу и уже не замечает толчков и ударов.
Духовная душа, согласно восточным воззрениям, это душа древняя. Даже в
юном духовно одаренном человеке, проявляется природа зрелости; но в то
же самое время духовность вечно молода. Духовный человек способен
радоваться всему, понимать все, наслаждаться всеми вещами в их полноте.
Поэтому, если кто-то скажет, что духовный человек подобен старцу — это
правда, и если он скажет, что духовный человек подобен юному человеку —
это также правда.
В наши дни люди утратили всякое представление о настоящем здоровье,
поскольку современный стандарт здоровья ниже здоровья подлинного. Быть
здоровым не значит быть только мускулистым, быть по-настоящему здоровым
означает уметь радоваться жизни и ценить жизнь. Быть здоровым означает
быть глубокомысленным человеком. Тот кто может глубоко чувствовать
являет знак здоровья. Нет ничего удивительного в болезни материального
человека и ничего сногсшибательного в неважном самочувствии человека
духовного. Первый заболевает от того, что потерял свой ритм, а второй —
потому что не смог приспособиться к чужому для себя ритму жизни.
Человек, будь он духовным или материальным, вынужден жить в гуще мира
и, поневоле разделяя состояния каждого, близкого или далекого, он
подвергается влияниям всего вокруг, как желательным, так и
нежелательным. Невозможно закрыть глаза, невозможно закрыть сердце от
впечатлений, которые непрерывно падают на человека. Лучшее, что тут
можно сделать, это остерегаться всего того, что причиняет
нерегулярность, дисгармонию, беспорядок; смиряясь с тем, через что
приходится идти; иметь отвагу, чтобы преодолеть все, что удерживает нас
на пути к здоровью и совершенству.
Суфий полагает, что совершенство жизни лежит в совершенствовании себя
не только духовно, но и во всех различных аспектах жизни. Человек, не
способный заниматься своими жизненными нуждами, определенно несведущ в
настоящей жизненной свободе.
Как против каждой болезни есть средство, так и всякое бедствие
сменяется периодом восстановления. Всякое усилие по восстановлению или
созиданию гармоничных условий — выраженное в любой форме, и даже совсем
маленькое, — многого стоит. Но самое главное, что нам следует постичь,
это религию всех религий и философию всех философий, которая есть
самопознание. Мы не моглибы понимать внешнюю жизнь, если бы не понимали
самих себя. Именно познание своего «Я» дает нам знание о мире.
Что есть здоровье? Здоровье — это порядок. А что такое порядок? Порядок
— это музыка. Где есть ритм, упорядоченность, согласованность, там —
гармония и симпатия; поэтому здоровье ума и здоровье тела зависят от
сохранения той гармонии и удержания той симпатии, которые существуют в
уме и теле. Жизнь в мире, особенно если жить среди толпы, испытывает
наше терпение каждое мгновение дня; в таких условиях особенно трудно
сохранить гармонию и мир, являющиеся корнем всякого счастья. Жизнь
означает борьбу с друзьями и сражения с врагами, она все время дает и
отнимает, и уберечь от разрушения симпатию и гармонию, которые дарят
нам здоровье и счастье, очень трудно.
Все учение и знания приобретаются; но умение жить — это божественное
искусство, которое человек унаследовал. Хотя, поглощенный внешним
обучением, он забыл его, все же это искусство известно его душе. Это
его существо, глубочайшее знание его сердца. Никакой прогресс, в
каком-либо направлении, не даст человеку удовлетворения, которого
жаждет его душа, за исключением божественного искусства — искусства
бытия, путешествия его души. Для того, чтобы помочь переустройству
мира, необходима и возможна одна вещь — это изучение искусства бытия,
чтобы стать примером прежде чем пытаться служить человечеству.
|