начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект

собрание сочинений

Хазрат Инайят Хан (1882-1927)

Учение суфиев (1998)

Часть первая

Здоровье

Здоровье находится в приличном состоянии в результате регулярной работы механизма физического тела. Нормальная работа физического тела зависит от погоды, питания, равновесия между активностью и отдыхом и состояния ума.

Многие полагают, что это какая-либо деформация тела — искривление позвоночника или впадина в мозгу — действуют на ум; но мало кто сознает, что это как раз ум очень часто вызывает сбои в деятельности позвоночника или мозга, делая их больными. Расхожая точка зрения состоит в том, что болезнь — это физическое нарушение, и вылечить ее можно с помощью материальных средств. Существует обратная позиция, которой придерживаются те, кто мыслит глубже и кто говорит, что если не обращать внимания на болезнь, если убедить больного в том, что он здоров, тот может поправиться. Конечно, эта точка зрения является преувеличением, когда некоторые люди уверяют, что болезнь — не более чем иллюзия, не имеющая собственного существования; но и общепринятую позицию можно также преувеличить, думая, что единственным средством лечения являются лекарства и что ум не оказывает никакого влияния на болезнь.

Оба эти человека — и тот кто смотрит на это с обычной точки зрения и тот, кто делает это более глубоко, найдут аргументы как “за”, так и “против” этих идей. Иные заявляют даже, что людям верующим не следует прикасаться к лекарствам, а другие настаивают на том, что болезнь столь же реальна, как и здоровье. Не будь болезни, нетрудно было бы и боль объявить иллюзией, но когда человек страдает, ему очень трудно назвать это иллюзией.

Если меня спросят, кто более подвержен болезни — духовный или материальный человек — отвечу, что духовный человек, пренебрегающий физическими законами, настолько же подвержен болезни, как и материальный человек, делающий те же самые вещи. Без сомнения, человек духовной направленности в меньшей степени подвержен риску заболеть, потому что его дух стал гармоничным посредством духовности; он создает гармонию и излучает ее. Такой человек держится в царстве природы, сонастроенным с Бесконечным. Однако жизнь одухотворенной личности среди мирской круговерти подобна жизни рыбы на суше. Рыба — порождение воды; ее пропитание, ее радость, ее счастье — в воде. Духовная душа создана для уединения; ее радость и счастье — в уединении. Духовный человек, заброшенный судьбой в центр мира, чувствует себя не на своем месте, а непрерывное раздражающее воздействие окружения и постоянное воздействие впечатлений, которые беспокоят его тонкие чувства, делает его скорее подверженным болезни, в отличие от тех, кто прокладывает себе дорогу через мирскую толпу и уже не замечает толчков и ударов.

Духовная душа, согласно восточным воззрениям, это душа древняя. Даже в юном духовно одаренном человеке, проявляется природа зрелости; но в то же самое время духовность вечно молода. Духовный человек способен радоваться всему, понимать все, наслаждаться всеми вещами в их полноте. Поэтому, если кто-то скажет, что духовный человек подобен старцу — это правда, и если он скажет, что духовный человек подобен юному человеку — это также правда.

В наши дни люди утратили всякое представление о настоящем здоровье, поскольку современный стандарт здоровья ниже здоровья подлинного. Быть здоровым не значит быть только мускулистым, быть по-настоящему здоровым означает уметь радоваться жизни и ценить жизнь. Быть здоровым означает быть глубокомысленным человеком. Тот кто может глубоко чувствовать являет знак здоровья. Нет ничего удивительного в болезни материального человека и ничего сногсшибательного в неважном самочувствии человека духовного. Первый заболевает от того, что потерял свой ритм, а второй — потому что не смог приспособиться к чужому для себя ритму жизни. Человек, будь он духовным или материальным, вынужден жить в гуще мира и, поневоле разделяя состояния каждого, близкого или далекого, он подвергается влияниям всего вокруг, как желательным, так и нежелательным. Невозможно закрыть глаза, невозможно закрыть сердце от впечатлений, которые непрерывно падают на человека. Лучшее, что тут можно сделать, это остерегаться всего того, что причиняет нерегулярность, дисгармонию, беспорядок; смиряясь с тем, через что приходится идти; иметь отвагу, чтобы преодолеть все, что удерживает нас на пути к здоровью и совершенству.

Суфий полагает, что совершенство жизни лежит в совершенствовании себя не только духовно, но и во всех различных аспектах жизни. Человек, не способный заниматься своими жизненными нуждами, определенно несведущ в настоящей жизненной свободе.

Как против каждой болезни есть средство, так и всякое бедствие сменяется периодом восстановления. Всякое усилие по восстановлению или созиданию гармоничных условий — выраженное в любой форме, и даже совсем маленькое, — многого стоит. Но самое главное, что нам следует постичь, это религию всех религий и философию всех философий, которая есть самопознание. Мы не моглибы понимать внешнюю жизнь, если бы не понимали самих себя. Именно познание своего «Я» дает нам знание о мире.

Что есть здоровье? Здоровье — это порядок. А что такое порядок? Порядок — это музыка. Где есть ритм, упорядоченность, согласованность, там — гармония и симпатия; поэтому здоровье ума и здоровье тела зависят от сохранения той гармонии и удержания той симпатии, которые существуют в уме и теле. Жизнь в мире, особенно если жить среди толпы, испытывает наше терпение каждое мгновение дня; в таких условиях особенно трудно сохранить гармонию и мир, являющиеся корнем всякого счастья. Жизнь означает борьбу с друзьями и сражения с врагами, она все время дает и отнимает, и уберечь от разрушения симпатию и гармонию, которые дарят нам здоровье и счастье, очень трудно.

Все учение и знания приобретаются; но умение жить — это божественное искусство, которое человек унаследовал. Хотя, поглощенный внешним обучением, он забыл его, все же это искусство известно его душе. Это его существо, глубочайшее знание его сердца. Никакой прогресс, в каком-либо направлении, не даст человеку удовлетворения, которого жаждет его душа, за исключением божественного искусства — искусства бытия, путешествия его души. Для того, чтобы помочь переустройству мира, необходима и возможна одна вещь — это изучение искусства бытия, чтобы стать примером прежде чем пытаться служить человечеству.

 

начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект