Привилегия быть человеком
Человечество настолько погружено в житейские радости и печали, что даже не задумывается, какая это привилегия - быть человеком. Жизнь в мире, без сомнения, даёт больше печалей, чем радостей; а то, что считается радостью, стоит так дорого, что в сравнении с болью, которую пришлось за неё заплатить, она тоже превращается в боль, и пока человек поглощён мирской жизнью, он не видит в ней ничего, кроме боли и повода для жалоб. Поэтому пока его восприятие жизни не изменится, он не сможет оценить привилегию быть человеком.
Однако какой бы несчастной ни была его жизнь, если спросить человека, кем бы он предпочёл быть: камнем или человеком, - он ответит, что лучше страдать и быть человеком, чем не знать страданий и быть камнем. Какими бы ни были обстоятельства его жизни, если просить человека, кем бы он предпочел быть: деревом или человеком, он выберет быть второе. И хотя жизнь животных и птиц в вольном лесу свободна от забот и хлопот, но если просить человека: предпочел бы он быть одним из них и жить в лесу, - он, конечно, предпочтёт остаться человеком. Это доказывает, что когда человеческая жизнь сравнивается со всеми другими аспектами жизни, её привилегии и достоинства становятся очевидными; но если её не сравнивают с другими формами жизни, человек испытывает одну лишь досаду и закрывает глаза на привилегию быть человеком.
Кроме того, человек - самый большой эгоист и интересуется лишь тем, что касается его собственной жизни; не зная проблем жизни других, он считает тяготы своей жизни более мучительными, чем тяготы всего остального мира. Если бы только человек в своём несчастии смог осознать, что есть и другие, страдающие, быть может, даже больше его самого; если бы он понял среди своих проблем, что есть и другие, чьи трудности, быть может, ещё значительнее его собственных! Жалость к себе - худшее из несчастий. Она переполняет человека, и он не видит ничего, кроме своих проблем и страданий; и тогда ему кажется, что он самый несчастный, несчастнее всех в мире.
Подчас мы находим удовлетворение в жалости к себе. Причина этого лежит в присущем нам от природы стремлении искать удовлетворения в любви, но когда мы прикованы мыслями лишь к себе, мы начинаем любить самих себя, и тогда чувство жалости к себе растёт, поскольку мы чувствуем свою ограниченность. Но любовь к себе всегда заканчивается неудовлетворённостью, потому что "я" не было создано для того, чтобы быть любимым; оно было создано, чтобы любить. Первое условие любви - забыть о себе. Нельзя любить кого-то другого и себя одновременно, и если человек говорит: "Ты дай мне то, а я в ответ дам тебе это", - это какая-то странная любовь, больше похожая на сделку.
Эго человека - ложное эго, Эго Бога - истинное Эго. Но что такое эго? Эго есть часть линии: один её конец - это Эго Бога, а другой - эго человека, причём последнее ложно из-за того, что человек окутал его иллюзиями и объявил собою. Поэтому как только это эго оказывается разрушено любовью, мудростью или медитацией, рассеиваются окутывающие его облака, и подлинное Эго - Эго Бога - проявляет себя.
Саади так описал один эпизод своей жизни: "Однажды, не имея туфель, я вынужден был идти босиком по горячему песку и счёл себя несчастным; но тут я встретил увечного, которому каждый шаг давался с трудом. Я низко поклонился небесам и вознёс благодарность за то, что был настолько счастливее его, не имевшего даже ног, чтобы ходить на них". Из этого следует, что не обстоятельства жизни, а отношение человека к ним делают его счастливым или несчастным, и это отношение может быть таким разным, что один будет чувствовать себя несчастным и во дворце, а второй - счастливым и в скромной хижине.
Различия происходят лишь от того, какой ширины горизонт доступен глазу человека. Кто-то замечает обстоятельства только собственной жизни, а кто-то смотрит и на жизни многих других людей, - это и есть разные горизонты.
Кроме того, на человека оказывают влияние внутренние импульсы. Если внутри постоянно копится недовольство и неудовлетворённость жизнью, это начинает влиять на судьбу человека. Например, если кто-то внушил себе болезнь, заклеймив себя этим, то никакое лечение и никакое лекарство уже не вылечит его. Некто, заклеймивший себя бедностью, уже не сумеет поправить свои дела. Если человек уверен, что все против него, все плохо с ним обращаются и дурно о нём думают, то он и будет встречать такое отношение везде, куда бы ни пришёл. В мире, в бизнесе, в профессиональной деятельности много людей, которые, отправляясь на работу, прежде всего думают о том, что, возможно, их постигнет неудача. Наставники человечества во все времена учили человека верить: верить в удачу, верить в любовь, верить в доброту и верить в Бога. Эта вера не может развиться, пока человек замкнут на себе, и очевидно, что сначала ему следует научиться доверять другим. Если он никому не верит, ему тяжело придётся в жизни. Если он сомневается, если подозревает каждого встречного, то не может доверять ближним, даже самым ближайшим родственникам; со временем его недоверие достигнет такого масштаба, что он перестанет доверять сам себе.
Доверие человека, который верит другим, но не верит себе, бесполезно. Но тот, кто верит другому потому, что верит сам себе, способен на настоящее доверие; благодаря вере в себя он способен сделать свою жизнь счастливой в любых обстоятельствах.
В Индии рассказывают историю о человеке, который, услышав о дереве исполнения желаний, отправился искать его. Он прошёл через леса и горы и, наконец, придя в какое-то место, лёг там под деревом и заснул, не зная, что это и есть чудесное дерево. Засыпая, он устало подумал: "Вот бы здесь была мягкая постель, красивый дом и сад с фонтаном, а слуги вокруг ждали бы моих приказаний!". С этой мыслью он уснул, а когда открыл глаза, то увидел, что лежит на мягкой постели в красивом доме с садом и фонтаном, а вокруг стоят слуги и ждут приказаний. Он был изумлён, потому что вспомнил, что мечтал об этом перед сном. Продолжив путь, этот человек хорошенько обдумал случившееся и понял, что спал под волшебным деревом и уже израсходовал своё желание.
Толкование этой легенды само по себе является философией. Сам человек и есть дерево исполнения желаний, и корни дерева растут из сердца человека. Ветви и побеги с их цветами и фруктами, животные с их силой и ловкостью, птицы с их крыльями не могут подняться так высоко, как человек; потому он и зовётся человеком - на санскрите это слово имеет тот же корень, что и слово "ум" [ Английские слова "man" и "mind". - Прим. ред.].
Деревья в лесу, погружённые в покой и неподвижность, ждут того благословения, той свободы, что есть у человека; горы и вся природа, кажется, ждут этого расцветания, привилегии быть человеком. Вот почему предание гласит, что человек создан по образу и подобию Божию. Поэтому можно сказать, что самый подходящий инструмент для работы Бога - это человек; но с точки зрения мистика можно также сказать, что Создатель овладевает сердцем человека, чтобы через него познавать весь сотворённый мир. Из этого видно, что нет на земле существа, более способного познать счастье, удовлетворение, радость и мир, чем человек. Очень жаль, если человек не сознаёт привилегии быть человеком, потому что каждый миг жизни, проведённый им в этой бессознательности, потерян для него - и это огромная потеря.
Величайшая привилегия человека - быть подходящим для Бога инструментом, и пока он не поймёт этого, он не осознает своего настоящего предназначения. Вся трагедия человеческой жизни происходит из-за пренебрежения этим фактом. С того момента, как человек осознает это, он начинает жить подлинной жизнью, жизнью в гармонии с Богом. Когда Иисус Христос говорил: "Ищите же прежде царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам"*, - эти слова были ответом на крик человечества. Одни кричали: "У меня нет здоровья"; другие: "У меня нет отдыха", или: "Моя жизнь тяжела", или: "Мои друзья меня нервируют", или: "Я хочу занять более высокое положение". И ответом на все их просьбы были эти слова Христа.
Кто-то спросит, как можно понять эту мудрость с реальной, научной, точки зрения. Ответ состоит в том, что внешние вещи не имеют непосредственной связи с нами и поэтому часто оказываются для нас недоступны. Иногда нам удаётся исполнить своё желание, хотя часто - нет; но в поисках царства небесного мы ищем центр всего, и внешнего и внутреннего, потому что всё, что на небе и на земле, напрямую связано с центром. Таким образом, из центра мы можем дотянуться до всего на земле и на небесах; но если то, что мы ищем, находится не в центре, то это можно отнять у нас.
В Коране сказано, что Бог есть свет на небе и на земле. Кроме стремления достичь чего-либо земного, у нас есть и более глубинное желание, неосознанно присутствующее каждую минуту жизни, - прикоснуться к бесконечности. Когда художник пишет картину или композитор сочиняет музыку, то если они при этом думают: "Это моя живопись" или: "Это моя музыка", - они могут получить определённое удовлетворение, но оно будет как капля в океане. Если же они свяжут свою живопись или свою музыку с сознанием Бога, если они будут думать: "Это Твоя живопись, а не моя" или: "Это Твоя музыка, не моя", - то они соединятся с центром и их жизнь станет жизнью Бога.
Если только принять это отношение, то в жизни появится много такого, что можно назвать добром, что приносит много удовлетворения и много восторга; это может сделать человека довольным и дать ему счастливую жизнь. Бог - это художник, создавший весь этот прекрасный мир, и если мы не соединим себя с художником, мы не сумеем насладиться живописью. Если идёшь в гости к дорогому и любимому другу, то каждая мелочь кажется необычайно приятной; а если идёшь в дом врага, то от всего приходишь в раздражение. Наше посвящение себя Богу, наша любовь, наша дружба с Богом могут весь сотворённый мир превратить в источник счастья. В доме друга даже краюха хлеба или стакан молока кажутся лучшими лакомствами; в доме недруга даже самые изысканные блюда безвкусны. И если осознаешь, что человечество со всеми его религиями, расами, нациями находится в гостях в доме Отца, в доме Бога, то поймёшь, что несмотря на самые трудные жизненные ситуации, рано или поздно жизнь станет счастливее и лучше, потому что все мы находимся в гостях у Того, Кого мы любим и почитаем. Тогда всё, с чем приведётся столкнуться, мы станем принимать с любовью и благодарностью, как исходящее от объекта нашей любви.
При всех своих притязаниях на цивилизованность и прогресс человек впал в серьёзное заблуждение. Веками мир не был в такой ситуации, как ныне, когда одна нация ненавидит другую и с презрением смотрит на третью. Как можно назвать это? Это прогресс или упадок? Или даже нечто худшее? И разве не настало время, когда мыслящие души должны пробудиться ото сна и посвятить себя человечеству, творя для него всеми силами добрые дела, стремясь улучшить условия жизни в мире, вместо того, чтобы думать о своём собственном интересе?
|