Человек, зерно бога
Что касается отношений человека и Бога, то существует много воззрений и верований на этот счет - и это закономерно, поскольку каждый имеет своё собственное представление о Боге. Человека и Бога нельзя сравнивать: человек, связанный ограничениями, может быть соотнесён с другим живым существом, но Бог, будучи совершенным, выше всяких сравнений. Пророки и учителя человечества во все времена делали всё, от них зависящее, чтобы дать людям некоторое представление о сущности Бога; но эта задача неизменно оказывалась слишком трудной, потому что невозможно определить Бога словами. Это всё равно что пытаться вместить океан в бутылку. Даже самая большая бутылка не вместит океана. Слова, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, являются названиями ограниченных вещей, и давая имя Богу, который выше всех имён и форм, мы делаем это для собственного удобства. Единственная возможность постичь Бога и Его существование - сделать это через обретение взаимоотношений с Богом. Эти отношения передаются, до определённой степени, образом, идеей того, что человек подобен зерну Бога.
Есть корень, из него появляется стебель, потом ветви, листья и, наконец, цветок, в сердцевине которого заключено нечто, способное поведать историю всего растения. Иногда кажется, что растение было создано ради цветка, но в действительности оно родилось ради зёрнышка, скрытого в сердце цветка и продолжающего существование этого вида растений. Это зёрнышко - тайна растения, его источник и цель. Оно было началом, из него произошёл корень, потом пробился росток, и зёрнышко превратилось в растение. После этого зерно исчезло, но после появления веток, листьев и цветов оно возникло снова. Оно возникло вновь уже не как одно зёрнышко, а как множество зёрен, оно приумножилось и всё-таки осталось тем же самым зёрнышком. И ради какой цели, для чего это произошло? Для того, чтобы могло возникнуть новое зёрнышко как итог жизни всего растения.
Для человека простой веры, который верит лишь в свою частную идею, не существует никаких взаимоотношений между Богом и человеком, но для того, кто хочет понять эти отношения, доказательства их существования видны повсюду. Об этом говорится в Библии, в словах, что Бог создал человека по своему образу и подобию. Зёрнышко, из которого родится растение, тоже могло бы сказать: "По своему образу и подобию я создало новое зёрнышко, которое в свой черёд выйдет из сердца цветка. Я возникну вновь как множественность, хотя вначале я было лишь одним зерном".
Эта мысль вновь даёт нам понять, почему человек был создан по образу и подобию Бога, когда всё сотворённое, весь мир проявлений, произошло от Бога. Лист, ветвь и ствол тоже произошли от зерна, но они не были созданы по образу зерна. Образ зёрнышка и есть само зёрнышко. Более того, в зёрнышке находится сущность зёрнышка. Конечно, своя энергия, свои силы, свой цвет и своё великолепие есть и в цветке, и в листьях, и в стебле, но в то же время все качества, присущие стеблю, цветку, ветвям и листьям, могут быть найдены в зерне.
Это доказывает нам, что человек явился кульминацией всего творения, что в нём явлена вся вселенная. Царство минералов, царство растений и царство животных можно увидеть в человеке, в его духе. Мало того, что различные свойства камней и растений проявляются в физическом теле, созданном для человека, - его разум и сердце обладают всем разнообразием этих качеств. Сердце может быть подобно плодородной почве или бесплодной пустыне: оно проявляет любовь или отсутствие любви, созидательные способности или страсть к разрушению.
Есть разные виды камней; есть самоцветы и есть галька и булыжники, но среди человеческих сердец встретишь ещё большее разнообразие. Вспомним о тех, чьи мысли и чувства оказались более ценными, чем любое сокровище мира - о поэтах, художниках, изобретателях, мыслителях, философах, служителей гуманизма, вдохновителей людей, благодетелей человечества. Никакое богатство, никакой драгоценный камень, никакой алмаз или рубин не идёт в сравнение с их сердцами; и всё же в них есть то же качество. А есть сердца, подобные твёрдым скалам: о них можно удариться, можно даже разбиться, а они не шелохнутся. Есть сердца, похожие на воск, и есть похожие на камень. Есть сердца тающие и те, что никогда не растают. Есть ли в природе нечто такое, чего нельзя найти в человеке? Разве нет в его чувствах, мыслях и качествах свойств бегущей воды, плодородной почвы, плодоносящих деревьев? Разве нет в сердце человека подобия растений или роскошных цветов? Но цветы, что отцвели в человеческом сердце, продолжают жить; их благоухание разнесется по всему миру и их цвет будет увиден всеми людьми. Какие восхитительные плоды способно рождать человеческое сердце; они дарят душам бессмертие и возносят их ввысь!
С другой стороны, существует такой склад ума, в котором не может произрасти ничего, кроме желания причинять боль и вред ближнему своему в виде сочащихся ядом цветов и плодов, ранящих мыслей, слов и дел - они ранят больнее, чем тернии. Мысли и чувства одних похожи на золото и серебро, а других - на железо и сталь. Многообразие человеческих характеров столь велико, что совокупность всех предметов этого мира не может сравниться с ним.
В своём характере, в своих качествах, в теле, мыслях и чувствах человек проявляет наследие не только земли, но и небес. Человек подвержен влиянию планет, солнца, луны, тепла и холода, воздуха, воды и огня и всех прочих элементов, из которых слагается космическая система. Все эти элементы можно найти в его мыслях и чувствах, в его теле. Можно встретить человека тёплого, представляющего элемент огня, или человека холодного, представляющего воду. А третий представляет воздух своими чувствами и мыслями: их быстрота, подвижность и неугомонность свидетельствуют о присутствии в этом человеке элемента воздуха.
Разве солнце и луна не воплощены в положительных и отрицательных качествах человека? Разве разделение полов не указывает на это? В каждом мужчине и каждой женщине присутствуют солнечное и лунное качества, которые в паре создают уравновешенный характер. Если одно из этих качеств преобладает, а второе почти полностью утрачено, то характеру не хватает равновесия.
И если кто-то проникнет дальше в суть мистицизма, он обнаружит, что в человеке присутствуют качества не только видимых проявлений Бога, но и незримых. Где ещё можно встретить ангелов, фей, призраков, элементалей или других чудесных существ, как не в человеческой натуре? Во все времена ангелов изображали с человеческим обличьем.
Если всё, что существует в мире и на небесах, может быть обнаружено в человеке, то что тогда остаётся? Сам Бог сказал в своих писаниях, что создал человека по своему образу. Иными словами, он провозгласил: "Если ты хочешь увидеть Меня, найдёшь Меня в человеке". Как неразумно со стороны человека, когда он, поглощенный своими высокими идеалами, начинает порицать, осуждать человека и смотреть на него сверху вниз! Каким бы низким, слабым и грешным ни был человек, у него всегда остаётся возможность подняться выше, чем что-либо другое во всём проявлении, будь то на небе или на земле. Никто и ничто больше не в состоянии достичь тех высот, на которые предназначено взойти человеку. Поэтому эта точка зрения, разделяемая мистиками и мудрецами всех времён, проявлялась в их манерах, которые всегда носят почтительный характер по отношению ко всем людям.
На примере жизни Иисуса Христа можно видеть, какое сострадание, какое прощение, какую терпимость и какое понимание Господь проявил по отношению к грешнику, представшему пред ним. Человек, выказывающий презрение по отношению к ближнему, может быть религиозным или набожным, но кем бы он ни был, он не может именоваться по-настоящему духовным или мудрым каким бы не было его состояние. Человек, который не уважает человечество, не настроя поклоняться Богу. Тот, кто не узнаёт образа Бога в человеке, никогда не видел Художника, создавшего это творение; такой человек сам себя лишил возможности видеть самое святое, самое священное. Тот, кто убеждён в том, что в человеке есть одно лишь земное, не знает, откуда пришла его душа. Душа пришла свыше; именно в душе человека отражён Бог. Человек, испытывающий ненависть и презрение, независимо от его религии или веры, не понимает тайны всех религий, хранящейся в сердце человеческом. И конечно, каким бы ни был человек хорошим, добродетельным, терпимым и прощающим, если он не узнаёт Бога в человеке, он не прикоснулся к религии.
У этой проблемы есть ещё одна сторона. Развиваясь, человек начинает видеть ограничения, ошибки и слабости человеческой натуры, так что ему становится трудно жить в мире и встречать лицом к лицу всё, что происходит. К тому же ему становится тяжело быть хорошим, добрым и отзывчивым и в то же время терпимым. Появляется стремление отмахнуться от всего, изолироваться от всех остальных. Но цель рождения на земле состоит не в этом. Она заключается в том, чтобы обрести совершенство, которое внутри человека. Человек может быть и добрым, и хорошим, но если он не открыл цели, ради которой родился на земле, он не выполнил своего предназначения в жизни.
Целей рождения так же много, как людей на свете, но превыше их всех одна цель, которую можно назвать общей целью всего сотворенного. Эта цель достигается, когда изобретатель видит в действии своё изобретение; когда архитектор входит в дом, построенный по его проекту, и видит, как хорошо он сделан; эта цель достигается, когда на сцене идёт пьеса, а в зале сидит её автор - это есть достижение его цели. У каждого человека есть собственная цель, но все они - ступени к одной-единственной цели, которая есть цель Бога. Если наши маленькие желания сегодня исполняются, уже назавтра появляются новые; каким бы ни было желание, если сегодня оно исполнилось, завтра возникнет другое. Это показывает нам, что всё человечество направлено к одному желанию, которое является целью Бога: возможно более полное познание жизни внутренней и внешней, возможно более полное знание жизни вверху и внизу. Это расширение кругозора - такое, при котором всё могло бы отразиться в душе, ставшей обширней мира; такое, при котором взгляд обрёл бы такую остроту, что смог бы проникать через толщу земли и высоту небес. В этом лежит осуществление целей души, и та душа, которая не приложит все усилия и не принесёт в жертву всё для достижения этого, не поймёт религии. В чём заключается суфийское послание? Это эзотерический тренинг, практика и выработка пути в жизни, который является исполнением божественного предназначения
|