начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект

собрание сочинений

Хазрат Инайят Хан (1882-1927)

Учение суфиев (1998)

Часть вторая

Судьба и свободная воля

Очень часто те, кто верит в судьбу, не верит в свободную волю. Человек, сумев достичь успеха в своей работе, начинает думать, что успех явился следствием одной только работы, а есть такие, кто успех в своей работе признают как результат работы и тогда они думают, что все что существует должно иметь свободную; и таким образом они достигают результатов в соответствии с тем, что они сделали. Другой же, сколько бы ни старался, не достигает успеха. В этом случае у человека возникает ощущение, что нечто мешает ему преуспеть, и тогда он начинает думать, что должна быть такая вещь как судьба, и это то, что сдерживает его. Многие считают фатализм родом лени и называют веру в судьбу суеверием, но есть и другие, приветствующие свободную волю как концепцию, как идею, но убеждённые в том, что миром в действительности правит судьба.

Представление о свободной воле не лишено смысла, и вера в неё приносит определённые плоды в жизни. В то же время идея судьбы очень глубока, и независимо от того, разделяет её человек или нет, в ней всегда будет нечто притягательное для него. Способные видеть будущее неизменно привлекают и тех, кто верит в судьбу, и тех, кто эту веру не разделяет. Первые идут с доверием, вторые - с улыбкой, но и те и другие стремятся к провидцам, потому что в том, что те делают, заключена величайшая тайна. Любого человека прежде всего интересует собственная жизнь, всегда являющаяся тайной и таинством - таинством, более загадочным и великим, чем всё остальное на земле. Никто не скажет: "Мне не интересно узнать свою жизнь, не интересно, почему у меня было такое прошлое, отчего таково моё настоящее и каким будет будущее". Получить ответы на эти вопросы - самое страстное желание каждого.

Когда размышляешь о судьбе, то начинаешь задаваться вопросом: существует ли заранее составленный план и соответствует ли ему каждое событие жизни; и если он существует, то кто его составил и на каких основаниях? Если его написал Бог, то до какой степени можно возложить на него ответственность за то, что один оказался счастливым, а другой - несчастливым, один - великим, а другой - малым; за то, что один радуется, тогда как другой страдает, хотя оба живут под одним солнцем и ходят по одной и той же земле? Если же причина всего не в судьбе, а в человеческих поступках, то влияют ли на настоящее те поступки, которые совершены в прошлом, и если да, то в какой мере человек отвечает за них? Эти вопросы увлекают нас к глубинам тайны жизни. Если бы удалось ответить на них, была бы решена великая философская проблема.

Мистик открывает секрет жизни, овладевая искусством составлять жизненный план в соответствии со своими желаниями. Однако чтобы достичь такого уровня, ему прежде приходится отказаться от собственного плана. Для человека, не имеющего власти над своим собственным планом, лучше отдать себя в руки Бога. Чем больше человек зависит от Создателя этого плана, тем более он оказывается способен создавать его сам. Это как с матерью, которая не позволяет ребенку ходить одному, пока тот не может ходить и зависит от ее. Даже когда он делает первые самостоятельные шаги, она придерживает его и не даёт упасть. Когда человек берет ответственность в свои руки, называя это свободой воли, он так сказать теряет ту зависимость от Бога, которая поддерживала его и которая делала Бога ответственным. Поэтому святой человек сперва смиряет себя волей Бога, и затем это может развиться в его свободную волю и его воля станет волей Бога. Вот что отмечает различие между характером святого и характером мастера: святой целиком и полностью покорен воле Бога, а мастер находит волю Бога в своей собственной свободной воле.

Часто мы спрашиваем, почему Бог - если Он существует, если Он есть любовь и если Он добр и милосерден - допускает, чтобы люди так много страдали, будто наказывает их за что-то? Но вопрос этот возникает из-за нашей ограниченной точки зрения. Если бы наши глаза были открыты и могли глубже заглянуть в жизнь, мы бы поняли, что никакого наказания не существует. Во всём видно милосердие Бога, но мы называем Его милосердием только то, что можем постичь и понять; то, что мы не в силах увидеть и понять, мы принимаем за наказание. Ругает ли родитель ребёнка или ласкает его, во всех случаях им движет любовь и ничто другое. Тагор сказал: "Когда Ты настраиваешь меня на более высокий тон, я чувствую боль. Но я знаю, Господь, что боль нужна, чтобы настроить меня на правильный тон".

Когда нам удаётся обуздать свою тревогу и прийти к умиротворению, смирив свою волю перед волей Бога, мы начинаем видеть любовь Бога во всём и никогда больше не впадаем в заблуждение, будто Бог может быть чем-то иным, кроме любви. Вот почему суфий, как правило, не называет Бога Творцом, Царём или Судиёй, но зовёт Его Возлюбленным, Любящим и самой Любовью.

Большинство людей заранее убеждены в чём-то, и это убеждение застилает им взгляд, словно стена. Они даже не пытаются заглянуть хотя бы немного дальше и довольствуются тем, что уже знают. Нет сомнения, что человек рождается вместе с определённым планом, который должен быть исполнен в его жизни и который не только определяет его инстинкты, качества и дарования, но и предопределяет течение его жизни в целом. На Востоке говорят, что жизнь ребёнка можно прочитать по его ступням. Даже крохотная ножка младенца содержит знаки того плана, что должен быть исполнен его жизнью.

Существует легенда, проливающая свет на взаимосвязи судьбы и свободной воли. Жил однажды провидец, работавший привратником в доме богача. А на Востоке есть поверье, что ребёнок рождается после того, как придёт ангел и начертает у него на лбу его судьбу. Так вот, этот привратник был чудесным человеком, и когда пришёл ангел, он встретил его в дверях и сказал: "Стой, куда ты идёшь? Я здесь хозяин и не позволю тебе войти, пока ты не пообещаешь мне рассказать судьбу ребёнка". И ангел рассказал ему. Так привратник поступил и в следующий раз, когда в доме родился еще один ребёнок.

Прошло время, родители умерли. В своё время они были богаты, но разорились по какой-то причине, так что детям пришлось покинуть родной дом и искать счастья самим, без всякой поддержки. Тогда старый привратник взвалил на свои плечи обязанность помогать им, но юноши, едва подросли, разъехались в разные страны. Однажды привратник решил, что это его долг - пойти и посмотреть, как им живётся. Надо сказать, что для провидца нет ничего более интересного, чем обозревать материальные фенометы того, что он видел внутренне как видение; это удовольствие для него, когда все что он внутренне чувствовал материализуется и он видит это случившимся на внешнем плане. Для него нет большего наслаждения.

Итак, привратник отправился в путь и, наконец, нашёл первого юношу, служившего кучером и очень опечаленного этим. Он сказал молодому человеку: "Этого нельзя избежать, тебе было суждено стать кучером. Но я дам тебе совет, потому что мне тяжело видеть, как ты, у кого в доме было так много лошадей, вынужден ухаживать за конями другого. Вот тебе немного денег, иди в другой город и постарайся заняться тренировкой лошадей. Богатые люди будут поручать тебе тренировать их лошадей, и я не сомневаюсь, что ты очень преуспеешь". Юноша спросил: "Могу ли я заняться чем-либо ещё?". Он ответил: "Нет, это единственный путь для тебя. Тебе пришлось бы служить кучером всю жизнь, если бы я не дал тебе этот совет. Ты ничего не можешь сделать, это единственная открытая для тебя дверь. Сделай, как я сказал, и ты достигнешь успеха". Молодой человек последовал совету и добился огромного успеха.

Привратник нашёл второго юношу и спросил его: "Как ты живёшь?". Тот сказал: "Как я живу? Я брожу целыми днями по лесу, ловлю птиц и продаю их в городе, но мне едва хватает на пропитание". А в то время среди правителей появилась мода держать во дворце птицу Шабаз, царскую птицу. И гончар сказал: "Не лови пернатой дичи, ищи одну только птицу Шабаз". Юноша возразил: "Но если я не сумею поймать её, то умру с голоду!". Старик ответил: "Ты помнишь, кем был твой отец, а кем стал ты?" - "Да, я знаю, что родился несчастливым". Привратник сказал: "Ты станешь счастливее, если послушаешься меня. Тебе не надо ничего менять, ты так и останешься ловцом птиц. Но лови птицу Шабаз, ты сможешь продать её за миллионы. Вот птица, которую ты должен ловить".

Этот рассказ помогает нам понять действия провидца. Определенный план был начертан для этих юношей, и в то же самое время была возможность для работы свободной воли, но в пределах этого плана. Если бы они не узнали об этой возможности, им пришлось бы влачить нищенскую жизнь. Это великий урок, и те, кто способен понять его, безмерно выиграют.

Саади, великий персидский поэт, сказал: "Каждая душа рождается для определённой цели, и свет этой цели зажжен в этой душе".

Индусы верят, что люди рождаются с тем, что они называют кармой - прошлые поступки и впечатления, которые душа приносит с собой на землю как хорошее или плохое влияние, за которое надлежит расплатиться. Без сомнения, в этом представлении есть определённая часть правды, доказательства чего мы можем видеть очень часто - например, в случае, когда обстоятельства вынуждают человека быть слугой, словно он должен выплатить долг кому-то. У него может не быть даже и малейшего желания служить, но в то же самое время это обрушивается на его плечи, так что он ничего не может поделать. Будто высшая власть предопределила ему такую дорогу, и по собственной воле или по принуждению он должен отдавать всё своё время, мысли, привязанности и услуги кому-то еще.

В то же время мы видим, что есть люди, получающие деньги, комфорт, любовь и привязанность от других, независимо от того, насколько всё это заслужено. Это показывает нам, что хотя между тем, что ты даёшь, и тем, что получаешь, есть связь, но каждый человек всё-таки рождается с определёнными обязательствами. Очевидно также, что даже самый великий и могущественный человек, помещённый в самые благоприятные обстоятельства, ничего не сможет сделать, если ему суждены какие-либо проблемы, - в таком случае они неизбежны. А в другом случае, несмотря на все препятствия, в беспросветной жизни вдруг открывается дверь; нам не приходится слишком усердствовать, всё идёт само собой. Это доказывает существование такого плана, где одни лишь только умения и ум не обеспечивают успеха. Есть в жизни моменты, когда нам суждена лёгкая жизнь, успех и исполнение желаний, а есть периоды, когда нам приходится обходиться без всего этого и ничего нельзя поделать.

Что такое судьба - то, с чем человек рождается, или она есть результат его поступков на земле? И то, и другое. Представим себе художника, у которого родился замысел картины. Он приступает к работе и так вдохновляется, что чувствует потребность изменить замысел. Работая, он вносит так много изменений, что результат оказывается существенно отличным от первоначального представления. До определённой степени жизнь может быть изменена действиями. Правильный поступок, добрый поступок обладает энергией и созидательной силой в гораздо большей степени, чем кажется.

Вопрос состоит в том, насколько человек может помочь самому себе. Человеку присущи два аспекта. Во-первых, механическое существование, в котором он подобен машине, управляемой условиями жизни, впечатлениями, внешними влияниями, космическими воздействиями и собственными делами; всё происходит автоматически, направляя его жизнь в соответствии с судьбой. Здесь он не властен над обстоятельствами, а является лишь объектом воздействия. Чем более выражен этот аспект, тем менее человек развит. Это признак низкого уровня эволюции. Но есть и другой аспект - созидательный, показывающий, что человек не только частица Бога, но и связанное с Богом существо, потому что его подлинное Я есть Бог. Поэтому не удивляйтесь рассказам о мудрецах, учителях, святых и пророках, приказы которых воздействовали на вселенную и по слову которых действовали массы людей. В этом нет ничего удивительного. Внешне все люди одинаковы; среди них нет ни одного высотой с верблюда или размером со слона. Внешне каждый человек выглядит незначительным. Но внутренне люди несопоставимы друг с другом по величию духа; несравнима способность к пониманию у одного человека и у другого. Один идёт, второй бежит, третий летит, а четвёртый ползает, хотя все ходят по одной земле, все живут под одним солнцем и все зовутся людьми. Однако нет такого человека, в котором не было бы хоть проблеска силы, который был бы вовсе лишён возможности изменить обстоятельства жизни проявлением своей свободной воли - надо лишь осознать, в чём она состоит. Именно непонимание этого превращает человека в механизм.

Что касается судьбы, то её могут изменить не только собственные действия, но даже мысли других людей. Так, я нередко видел примеры того, как любящая мать, недовольная своим подрастающим ребёнком, невольно заставляла его так или иначе страдать. Ребёнок мог превратиться в способного человека, прекрасного специалиста, но если он не оправдывал надежд своей матери, этого оказывалось достаточно, чтобы обречь его на вечные неудачи. Внимательное изучение поможет понять, как это происходит, но с самого детства мы настолько привыкаем думать только о своей жизни и собственных интересах, что не задумываемся о том, какое влияние оказываем на мысли и чувства окружающих.

Богатый человек, недовольный своим слугой, говорящий с ним грубо и наказывающий его, может в это время не осознавать того, насколько раним этот слуга, который зависит от него и насильно привязан к этому месту. Но когда этот богач приходит в свой офис и приступает к делам, он может стать жертвой обратного воздействия того самого укола, который он нанёс душе другого. Он даже не знает об этом; он был уверен, что слуга, которого он обидел, не в состоянии отплатить ему тем же, но расплата последует от кого-нибудь другого, хотя обидчик и не поймёт, что это наказание за его поступок. Чем больше размышляешь об этом, тем яснее понимаешь, как Бог действует через посредство всего живого, даже через посредство животных и птиц. И когда мы поймём это, нам не останется ничего другого, как поверить в слова Будды, что суть святости состоит в непричинении вреда. Не причинять вреда другим означает не только воздерживаться от убийства. Многих убивают, не отнимая жизни; чтобы уничтожить человека, не обязательно делать его трупом. Взгляд, слово, мысль могут убить так, что жизнь окажется хуже настоящей смерти.

Именно это я имел в виду, когда писал в "Гайяне": "Мои босые ноги! Ступайте осторожно по дороге жизни, чтобы шипы не роптали, что вы попираете их".

Нет конца вниманию, когда человек начинает думать об этом. Если в этом есть какая-либо религия, то она состоит в уважении, в способности предупреждать появление причиняющих вред мыслей временным отказом от них. Если есть такое место, где пребывает Бог, то оно находится в сердце человека. Несправедливое прикосновение к сердцу сказывается и на судьбе. Мы даже не представляем себе, насколько чужие чувства могут изменить нашу судьбу; они могут повлиять на неё даже сильнее, чем наши собственные чувства. А ведь человек всегда желает себе только добра; никто не хочет быть несчастным.

Существуют также планетарные воздействия. В чём они заключаются и какое имеют к нам отношение? Ответ в том, что и сам человек тоже является планетой; и как одна планета связана с другой, так и планеты связаны с человечеством. Действительно, изменение положения планеты и оказываемое ею воздействие влияют на человеческую жизнь. Можно спросить: неужели человек настолько мал, что даже планеты воздействуют на него? Да, если судить по внешности; внешне человек так мал, как капля в океане. Если планету уподобить океану, то человек будет каплей. Но с точки зрения внутреннего мира планета является каплей в океане человека - океане его сердца. Асиф, великий философ, пишет: "Моё невежество, в тот день, когда ты отступишь, моё сердце будет открыто, и вся вселенная станет капелькой в океане моего сердца".

Ограниченность, ничтожность и несовершенство являются результатами невежества. Но когда сердце открывается, вся вселенная входит в него, и источник судьбы, её загадка и таинство оказываются в руках человека. Так каким же образом следует верить в судьбу и свободу воли? Лучший способ верить в судьбу - это считать, что все неприятности, через которые пришлось пройти, являются частью судьбы и принадлежат прошлому, а в настоящем мы свободны от них. А лучшее отношение к свободной воле - хранить убеждение, что всё предстоящее, всё, что ожидает нас впереди, определяется свободной волей; верить, что ничто плохое нас не коснётся и что самое лучшее впереди. Неверно думать, будто всё плохое поджидает нас, запасённое в хранилище, что судьба законсервировала нашу карму, обрекла нас на страдания и предопределила расплачиваться за свои дурные деяния. Тот, кто осознаёт карму таким образом, будет платить высокие проценты; чем более человек ощущает карму, тем более высокие проценты придется ему платить.

Наконец, человек приходит к пониманию, что проявляющаяся во всех вещах и явлениях жизни воля имеет два аспекта: аспект личной воли и аспект божественной воли. Если человек пренебрегает божественной волей, его индивидуальная воля не достигает успеха и то и дело встречает трудности, потому что он пытается плыть против течения. В тот момент, когда человек действует в согласии, в гармонии с божественной волей, у него всё получается.

Можно возразить, что жизнь вовсе не была лёгкой для таких великих личностей, как Христос. С самого детства она была наполнена трудностями: родителям пришлось бежать в пустыню, а потом, когда он оказался среди людей, жизнь стала ещё тяжелее. Все великие святые и мудрецы прожили тяжёлую жизнь, ничто не давалось им просто так. Но разве они шли против судьбы, против воли Бога? Так мы приходим к пониманию того, что воля Бога сталкивается с препятствиями, когда реализуется на материальном плане. В Библии мы читаем: "... да будет воля Твоя и на земле, как на небе", - но на земле Его воле не так легко исполниться, как на небесах.

Это великий урок для нас, и состоит он в том, что есть сознательно действующая воля и есть бессознательно действующая воля. Первая - божественная воля. Может случиться так, что она столкнётся с трудностями, но в этих трудностях всегда есть свой смысл для неё. Иными словами, неважно, победил ли Бог или проиграл, потому что оба результата являются для Бога победой; неважно также, победил ли человек или проиграл, потому что для человека оба результата являются поражением.

Если человек преуспел в том, чтобы накопить больше богатств или достичь более высокого положения, то что он получит в итоге? Всё достанется кому-нибудь другому, который вырвет это у него из рук. Поэтому неважно, успешной или нет была наша земная жизнь, но если она была индивидуалистична, то мы проиграли. Если же она была наполнена божественным смыслом, она увенчивается победой. Иначе и быть не может. Нанак* сказал: "Зерно, которое находит убежище в центре мельницы, остаётся целым". Так и человек, который сохраняет близость к Богу. Он получает свою могущество и вдохновение от Него, а если жизнь человека направляется этими силой и вдохновением, то несмотря ни на какие трудности путь всегда ровен и ведёт именно туда, куда должно.

 

начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект