Закон жизни
Всё, что получает человек, в действительности он достигает сам. Я не хочу сказать, что человек не может сделать что-либо, создать, заработать, заслужить или получить случайно. Всё, что происходит с человеком, может прибыть к нему любым из этих пяти способов, но в то же время ко всему этому он приходит сам. Эти пять путей - сферы, через которые прибывает к человеку определённая вещь, но причиной этого является сам человек. Эта неуловимая идея остаётся скрытой от человека, пока тот не проникнет в суть закона жизни и не изучит во всех подробностях, как он действует. Например, когда говорят, что некто достиг высокого положения, статуса, богатства или славы своей работой, внешне это может казаться правдой; однако многие другие тоже работают, но ничего не добиваются. Кто-то скажет, что благословение Провидения нисходит на того, кто этого заслуживает, но в жизни есть много противоположных примеров, когда удача достаётся тем, кто вовсе ничего не заслуживает. На каждый пример проявления свободной воли находится доказательство абсолютной беспомощности человека во всех сферах жизни. Впрочем, что касается идеи случайности, то и против неё найдётся много возражений, поскольку более глубокое проникновение в жизнь доказывает, что нечто, кажущееся случайностью, в действительности ею не является, а лишь представляется, потому что иллюзия есть сущность жизни.
Каждая душа, если можно так выразиться, постоянно прокладывает себе путь к чему-то, иногда сознательно, а порой неосознанно. Поступки, совершаемые человеком на внешнем плане бытия, являются лишь видимостью действия и не имеют ничего общего с внутренней деятельностью, которую можно сравнить с путешествием. Никто не знает, куда он держит путь, но каждый движется; идёт ли он к желанной цели или к той цели, о которой никогда не мечтал, он не знает. Но когда цель оказывается достигнута на физическом плане, человек осознаёт её и говорит: "Я не работал ради этого, я не создавал этого, не старался это заслужить и не добивался. Как же это могло произойти?". Если достигнутая цель была для него желанна, человек может поверить в то, что тем или иным образом способствовал её осуществлению. Но если он никогда об этом не мечтал, он стремится приписать её кому-то другому или предположить, что по той или иной причине было необходимо, чтобы это произошло. На самом деле по окончании путешествия человек просто-напросто прибывает на место назначения; он не может уверенно сказать, что создавал это, добивался этого, заслужил или же получил это по чистой случайности. Можно сказать лишь одно: человек шёл к этому итогу, сознательно или неосознанно, и наконец пришёл. Вот почему в действительности никто, независимо от своего опыта, не покидает пути к желанной цели.
Как бы там ни было, но самое главное - связать внешнее действие с внутренним странствием, потому что гармоничность этого путешествия, без сомнения, обеспечит лёгкость и благополучие в пути. Именно это имеют в виду, когда говорят, что человек должен пребывать в гармонии с самим собой. Как только такая гармония установлена, человек начинает видеть причины всех вещей гораздо более отчётливо.
Возникает вопрос о том, каким образом можно добиться гармонии между внутренним путешествием и внешним действием. Чаще всего случается, что человек оказывается настолько погружён в поступки, совершаемые им на внешнем плане, что его внутреннее отношение к происходящему оказывается скрыто от него. Поэтому в первую очередь необходимо устранить этот экран, застилающий от взгляда внутреннее отношение. Каждый человек осознаёт, что он делает, но не каждый сознаёт, что он при этом испытывает; иначе говоря, каждый понимает, что делает, но не каждый непременно понимает, куда идёт.
Без сомнения, чем в большей степени человек осознаёт свои действия, тем меньше это проявляется. Хотя мышление и контролирует действия, но зато оно даёт ритм, равновесие в жизни. В сравнении с тем, кто умеет бежать, но не знает, куда движется, пешеход, идущий медленно, но сознающий цель похода, сильно выигрывает.
Каждое действие имеет два различных аспекта: есть действие внутренней жизни и действие внешней жизни, - внутреннее бытие и внешнее бытие. Внешнее бытие - это наше физическое действие, а внутреннее бытие - наше отношение к происходящему. Оба могут быть деяниями свободной воли, но в определённом смысле оба оказываются механическими или автоматическими. Внутреннее действие имеет большую власть над внешним и оказывает на него серьёзное влияние. Человек может быть весь день занят какой-нибудь работой, но если в это время его внимание не было направлено на эту работу, он никогда не добьётся в ней успеха. Человек может заслужить большую награду за внешнее действие, но не заслужить её за своё внутреннее действие, а если эти два действия противоречат друг другу, то ни к какому конструктивному результату это не приведёт и желанная цель не будет достигнута. Подлинный результат, желаемый результат, приходит только при гармонии между этими двумя действиями.
Этот вопрос имеет ещё одну сторону - метафизическую. Есть два способа познавать жизнь - посредством чувств и посредством восторга. Чувства связаны с действием, а восторг - с покоем. Оба способа играют определённую роль в жизни, хотя по причине наших каждодневных устремлений и интересов мы оказываемся почти полностью поглощены чувствами. Под чувством я понимаю всякое впечатление, поступающее к нам через посредство органов чувств: это и любование прекрасным предметом, и слушание музыки, и наслаждение линией и цветом, вдыхание приятного аромата, познание жизни через прикосновение - ощущение мягкости, жёсткости, тепла, холода и многое другое. Наш отдых, удовольствия, ощущение комфорта и удобства, занятия спортом и любым другим видом деятельности в течение всего дня - всё это связано со сферой чувств. А самый важный опыт - восторг, экзальтация - оказывается забыт. Единственный известный нам вид восторга - это отдых и сон, и мы только спим и отдыхаем, потому что больше ничего не умеем. Многие хотели бы вовсе не отдыхать, если бы могли. Однажды мой очень занятой друг из Нью-Йорка сказал мне, что лучше бы в сутках было не 24 часа, а 48, потому что так много всего надо успеть сделать! Те, кто отдыхают, делают это не потому, что ищут отдыха, и также обстоят дела со сном: мы не призываем сон; мы не помогаем ему придти к нам.
Мы никогда не задумываемся о самом важном в жизни: о восторге; и всё потому, что чувство - это движение, действие, то есть то, что мы предпочитаем, тогда как восторг - это неподвижность, недеяние. Чувство создаётся ритмом; именно быстрота ритма создаёт чувство. Восторг не таков, он означает покой, тишину, расслабление. Человек совсем этим не интересуется, пока не узнает, что это даёт ему. Все пророки, учителя духа и наставники во все времена учили искусству релаксации, искусству покоя и тишины в разных формах, будь то религиозные церемонии, оккультные практики, в виде ли молитвы или в виде молчания.
|