начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект

собрание сочинений

Хазрат Инайят Хан (1882-1927)

Учение суфиев (1998)

Часть вторая

Самопроявление, гравитация, ассимиляция и совершенство

Абсолют как в своей проявленной, так и непроявленной формах является разумностью. Самопроявление этой разумности можно назвать светом, жизнью и любовью. Более конденсированное состояние разума есть свет. И как солнце является источником не только луны, планет, звёзд, но и огня, пламени, жара и всех прочих аспектов света, так и высший Дух является источником всех аспектов самопроявления. Солнце - это средоточие всепроникающего сияния.

Свет, который был распространён повсеместно, начал сосредотачиваться в одной точке, благодаря чему он стал более сияющим, стал ярче и сильнее, чем свет, оставшийся рассредоточенным в космосе. Этот свет собрался в луну, а отдельные его потоки - в различные планеты и звёзды. Вот точная картина зарождения вселенной. Всепроникающий свет разума сначала сам себя сконцентрировал, став духом всей вселенной, а потом начал проявлять себя в формах творимого мира. Так всеведущий дух, сосредоточив себя в одной точке, стал источником как видимой, так и невидимой манифестации*. Вот почему мудрецы во все времена почитали солнце как символ Бога, хотя оно является только лишь внешним Его символом.

Внимательное изучение зарождения солнца и его воздействия на всё в жизни поможет нам понять божественный Дух. Тепло, газовое и электрическое освещение, горение каменного угля, костра, пламени свечи или масляного светильника - эти различные проявления света восходят к солнцу; солнце проявляет себя во всех этих формах, хотя мы и привыкли считать его отделённым от этих аспектов света. Так же и высший Дух проявляет себя во всех формах, всех вещах и живых существах, в видимом и невидимом мирах и всё-таки остаётся отделённым от них, как солнце отделено от прочих форм огня. В Коране говорится: "Бог есть свет небес и земли", - и в действительности все формы, какими бы грубыми и материальными они ни были, являются до определённой степени сиянием этого духа-света. Различные цвета есть различные уровни одного и того же света.

Высший Дух, источник всех вещей, имеет два аспекта: слышимый и видимый. В своём слышимом аспекте Дух есть Слово, - так в Библии зовётся звук; индусы называют его нада. В своём физическом аспекте высший Дух является светом; в более тонком и высоком аспекте - светом разума, а в более грубом и плотном - свечением всех предметов и вещей. Манифестация - это явление света, распространяющегося в трёх направлениях; это и составляет подлинный смысл божественной Триады, или Троицы. Одно направление образует видящий свет, другое - видимый свет, а третье - свет, показывающий вещи. Другими словами, глаза, которые видят, объекты, которые видны, и свет, дающий глазам возможность видеть объекты, представляют собой один и тот же свет, действующий в трёх направлениях. В Коране есть сура, гласящая: "Я создал твой свет, и твоим светом я сотворил вселенную". Иначе говоря, всепроникающий Дух говорит своему централизованному аспекту: "Сначала я сделал тебя, а из тебя я сотворил всю вселенную". Это ключ к творению.

Процесс проявления подобен испусканию лучей солнцем. Почему солнце посылает свои лучи? Потому что такова его природа. Тот же ответ следует дать и на вопрос, почему высший Дух самопроявляется. Такова его природа. Как только всепроникающий свет собрался в точку и образовалось солнце, оно начало посылать лучи. Так же и всеведущий свет начал испускать свои лучи, едва только собрался в одной точке; и как многочисленны солнечные лучи, так же многочисленны лучи духа разумности, или Бога, Истинного Я. Каждый такой луч - это душа. Как лучи - это проявление солнца, так люди - это проявление Бога. Лучи проникают далеко, но всё-таки сохраняют свою связь с солнцем.

По мере продвижения лучи разума встречают на пути разные планы, первый из которых - ангельский. Второй - это план джиннов, а третий - физический. Породил ли высший Дух лучи для того, чтобы они достигли ангельского плана; или они покинули ангельский план, чтобы долететь до уровня джиннов; или они оставили этот уровень с целью достичь физического плана? Нет, они прошли через все три плана, а проходя, получили от каждого из них всё, что должны были получить, познали всё, что должны были познать и собрали всё, что должно было быть собрано. И они всё ещё существуют на каждом из трёх планов, хотя и не знают об этом. Они осознают лишь своё пребывание на том плане, где их глаза раскрылись. Когда мы сидим в комнате, мы видим лишь то, что находится у нас перед глазами, и не видим той части комнаты, что находится у нас за спиной. Так и каждая душа оставила позади себя ангельский план и план джиннов, но перед глазами у неё расположен лишь план земного, человеческого существования. Поэтому она сознаёт лишь физический план бытия и не сознаёт те, от которых она отвернулась, хотя даже после проявления на земле она сохраняет связь с высшими сферами. Она живёт во всех сферах, но знает по большей части только одну из них и не подозревает о тех, которые перестала видеть. Так душа, отрешённая от небесного блаженства, познаёт тяготы и ограничения земного существования. Адам не был выгнан из садов Эдема; он просто отвернулся от них и потому оказался изгнанником небес.

Души, полностью открывшие глаза на ангельском плане и привлечённые им, остались там; обитателей этого уровня бытия мы называем ангелами. Души, чьи глаза не открылись полностью на этом плане, прошли сквозь него, и если их привлёк план джиннов, они обрели жизнь там. Души, продолжившие путь к проявлению и добравшиеся до физического плана, влекомые своей судьба, открыли глаза на нём и стали людьми, то есть обрели самое пробуждённое состояние из всех.

Об этих планах иногда говорят так, будто они представляют из себя то или иное место. В действительности они являются состояниями, хотя то, что мы зовём местом, тоже является состоянием. Только жёсткость физических явлений позволяет нам считать этот план местом, но на самом деле он является состоянием. Поэтому те, кто понял это, зовут наш мир иллюзорным.

Человек, переехавший из Америки в Европу, а из Европы - в Азию, привёз с собой в Европу что-то от Америки, а потом взял с собой в Азию что-то от Европы. Так и всякая душа, пришедшая на землю, приносит с собой нечто от ангельского плана и нечто от плана джиннов, что проявляется в её физическом существовании. Невинность, любовь к красоте, глубокая симпатия, пение, стремление к одиночеству, любовь к гармонии - всё это черты ангельского плана. Изобретательность, созидательный гений, интеллектуальность, склонность к размышлению, к законности и справедливости, поэзия и наука принадлежат плану джиннов. Поэтому мы и говорим о тех, в ком замечаем эти черты, что "это ангельская душа" или "это гений".

Душа носит внешние одежды и внутренние одежды; это они придают душе облик человеческого существа, принадлежащего к физическому плану. Один покров скрывается под другим. Может показаться, что одеяние плана джиннов должно быть меньше, чем на физическом плане, а одеяние ангельского плана - ещё меньше, поскольку оно надето под одеяние плана джиннов. Но это не так. Чтобы быть видимым для нашего человеческого глаза, нечто должно иметь определённую частоту вибрации. Вибрация одеяния плана джиннов настолько тонка и неуловима, что человеческий глаз не в силах различить её, хотя одеяние этого плана настолько же внутреннее, насколько и внешнее. Его размеры не обязательно должны быть такими же маленькими, как наше физическое тело; в действительности, всё обстоит как раз наоборот.

То же можно сказать и об одеянии, в которое душа облеклась на ангельском плане - этот покров тоже не должен быть меньше остальных, чтобы под ними уместиться; он как раз является самым большим и тонким. Однако глаза этого плана не могут увидеть его; оно вибрирует слишком быстро, а мы способны воспринимать лишь вещи определённой частоты вибрации. Но если какие-то вещи невидимы, то это не значит, что они невидимы по своей природе, это означает только, что они таковы для нашего глаза. Покуда мы ограничены физическим зрением, мы называем невидимым то, что наши глаза не в состоянии различить. Но это незримо только потому, что мы не видим его формы, поэтому не будет преувеличением сказать, что человек, поскольку его душа прошла через оба этих плана, является в то же время и джинном и ангелом. Он не знает этого, но проявляет качества этих двух планов. Любовь, способность чувствовать прекрасное, радость, вдохновенный порыв, - все эти качества, свойственные человеческой натуре, исходят с ангельского плана. Невинность личика новорожденного дает нам доказательство того, что его душа только что прибыла с ангельского плана. Улыбка младенца, его дружелюбие, его готовность ощущать все вещи прекрасными, его любовь к жизни, - все это признаки ангельского плана.

Пробыв на земле подольше, душа утрачивает ангельские качества и проявляет новые, поэтому в отличие от младенца ребёнок постарше демонстрирует качества джинна: он стремится узнать всё о названиях и формах, он постоянно с громадным любопытством задаёт матери и окружающим вопросы обо всём, что видит. Когда человек проходит и эту стадию, его начинают угнетать несчастья, заботы и беспомощность.

В некоторых людях мы обнаруживаем преобладание ангельских качеств; они добры, безгрешны, невинны, способны к всепрощению, чисты сердцем, справедливы, добродетельны, они способны наслаждаться прекрасным и всегда охвачены неудержимым стремлением ввысь. Внимательно изучив человеческую породу, мы бы обнаружили много подобных примеров ангельских натур. В то же время на земле немало поэтов, композиторов, интеллектуалов, писателей и изобретателей, в которых сильны качества джиннов.

Зачем души приходят на землю? Для чего было необходимо творение? В чём цель самопроявления Бога? На все эти вопросы можно ответить одним словом: удовлетворение. Всё это необходимо для удовлетворения Бога. Почему без этого Бог не будет удовлетворён? Потому что Бог - это единственное Сущее, а главное стремление существа состоит в сознании своего существования. Это сознание познаёт жизнь множеством путей, во множестве имён и форм и достигает максимума в человеке. Проще говоря, именно через человека Бог познаёт жизнь в её высшем совершенстве. Какова обязанность человека перед лицом этой цели? Самая священная его обязанность - достичь того совершенного сознания, которое является его дхармой, его подлинной религией. Чтобы исполнить свой долг, ему, может быть, придётся пройти через страдания и боль, через испытания и искусы, но благодаря жертвенности и самоотречению он достигнет этого сознания, которое является божественным сознанием и в котором переживается всё совершенство.

Как мы уже видели, при внимательном изучении человеческой природы найдётся немало людей с натурой ангела или джинна; однако большинство людей демонстрирует человеческие качества. Эти качества тоже могут быть разделены на три группы: собственно человеческие, животные и демонические, - каждая группа обладает собственной вибрацией и ритмом. Интенсивный ритм присущ демоническим качествам, средний - животным, а спокойный - человеческим. Характер этих ритмов может быть описан следующим образом: человеческий ритм подвижен, животный ритм неровен, а демонический является зигзагообразным.

Науке известно явление материальной гравитации, которое заставляет всё, что принадлежит земной тверди, притягиваться к ней. Но совершенно таким же образом всё то, что принадлежит области духа, притягивается к духу. Поэтому человека тянет и вверх и вниз, причём гораздо сильнее, чем любое другое земное существо, поскольку он из всех наиболее близок к духу. С одной стороны, земля требует его тело, с другой - дух взывает к его душе. Если человек позволяет победить земному притяжению, тело приковывает его душу к земле; если он отдаётся на волю притяжения духа, душа увлекает его тело к духу. Так человек оказывается объектом влияния закона притяжения как со стороны неба, так со стороны земли.

Закон притяжения похож на тот закон, что управляет отношениями солнца и его лучей. Луч никогда не покидает солнца; его природа заставляет его стремиться вперёд, а потом возвращаться к солнцу, вливаться в него. Таково и устремление души. Как бы ни зависело тело человека от земной тверди, как бы ни был его разум связан со сферой интеллекта, душа вечно рвётся соединиться со своим истоком. Но поскольку физическая природа человека говорит в нём громче всего, и разум тоже ведёт собственную тему, то тихий плач души остаётся неслышимым.

Мы уже говорили о том, что душа, проходя через разные планы существования, обогащается на каждом из них принадлежащими ему качествами, стремлениями, идеями, мыслями, чувствами, впечатлениями, а также плотью, кровью и костями. Но всё, что душа собрала в странствии, она должна вернуть, когда выполнит свою задачу, потому что все её приобретения давались ей на время и с определённой целью. Когда эта цель достигнута и приходит время, каждый план требует вернуть ему то, что душа у него одолжила. Душе не остаётся ничего другого, как выполнить это требование. Этот процесс называется ассимиляцией. Поскольку человек рождается жадным и эгоистичным, он охотно и с энтузиазмом принимает то, что ему даётся, но возвращает что-либо с большой неохотой, а сам процесс возврата называет смертью.

Итак, ассимиляция означает возвращение земле той физической материи, что душа позаимствовала на физическом плане. Тело ассимилируется, поглощается землёй, и душа оказывается свободной от этих оков, которые она на себе таскала, и начинает испытывать большую свободу и лёгкость. Так что смерть - это просто избавление души от ограничений и плена.

Смерть означает снятие с души одной её одежды и возвращение этого покрова тому плану, с которого он был взят, потому что душа не может взять с собой оболочку низшего плана на высший. Душа получает облегчение, когда по собственной воле или по принуждению сбрасывает этот более тяжёлый и плотный покров; сбросив ношу, она обретает возможность продолжить путешествие. После пребывания на очередном уровне путь должен возобновиться, поэтому душа снова должна сбросить одеяние и идти дальше.

Если бы люди знали об этом, они бы иначе смотрели на жизнь. Они бы поняли смысл мудрости, что мы не можем оставить себе то, что нам в действительности не принадлежит. Изучив эту философию, мы приходим к выводу, что даже наше тело не является нашей собственностью. Это временное владение, и в свой день и час его надлежит вернуть. Вот почему мудрецы отрекаются от него прежде, чем будут вынуждены отдать его. Все духовные практики, предписываемые учителями, имеют целью доказать нам, что уже сегодня мы должны начать отречение от своего тела, что мы не должны испытывать боли, теряя то, что кажется самым важным для нас.

Это знание проливает дополнительный свет на проблему смерти. Смерть в действительности не есть умирание; это всего лишь одна из стадий, это только перемена, подобная переодеванию. Порой нам кажется, что мы уменьшаемся со смертью, но это не так. Напротив, смерть делает нас больше, а не меньше. Едва только одеяние физического плана сброшено, душа испытывает величайшую свободу, величайшее освобождение, потому что ограничение, налагаемое физическим планом, велико. Физическое тело тяжким грузом давит на душу, и в тот день, когда эта тяжесть сброшена, душа испытывает облегчение; её способности, стремления, вдохновение, силы - всё проявляется с большей свободой. Так что смерть - это не потеря.

Что приводит нас к смерти? Либо тело, слишком ослабевшее, чтобы как следует служить душе, либо душа, исполнившая своё предназначение на этом плане и не нуждающаяся больше в теле. Тело вцепляется в душу, а душа удерживает тело. Если тело становится слишком немощным, его захват постепенно слабеет, пока, наконец, оно не перестанет удерживать душу. Душа, в свою очередь, держит тело до тех пор, пока оно ей для чего-либо нужно; как только надобность в нём отпадает, она сбрасывает тело.

Так протекает процесс умирания, противоположный процессу рождения. Человеческие тела - это глина, необходимая для облачения души. Душа стучится в двери физического плана, и тело даётся ей. Символом этой философской идеи является Купидон.

Жизнь на плане джиннов длиннее, чем на физическом плане. Её можно назвать жизнью в потустороннем мире. Но и там наступает момент, когда необходимо вернуть этому плану всё, что душа одолжила на время. Так что никто не может захватить с собой что-либо от субстанции плана проявления; каждому плану свойственна собственная субстанция, которая должна быть ему возвращена. Для души это единственный способ освободиться от ограничений плана, покинуть его и подняться выше. Поднимаясь ещё выше, душа оказывается вынуждена отказаться даже от ангельских качеств. Они должны ассимилироваться на ангельском плане, чтобы душа смогла раствориться в великом Океане, высшем Духе. Это растворение называют слиянием с подлинным Я.

Этот процесс может научить нас одной очень важной вещи: каждая душа, движущаяся от источника к проявлению, делится тем, что она несёт от источника, со встречными душами, а те, в свою очередь, отдают ей то, что они собрали. Этот обмен служит причиной разнообразия условий жизни, в которые тот или иной человек оказывается помещён, когда рождается на земле. Один умён, второй недалёк; один рождается в богатой семье, второй - в нищете; один здоров, второй болен; у одного есть великая цель, второй не знает, чем ему заняться. Всё это предопределено. Чем? Тем, что летящая от источника душа насобирала у встретившихся ей душ, возвращающихся к источнику.

На планах, через которые проходит душа, происходит обмен между душами, летящими к миру проявлений и возвращающимися к своему источнику. Как путешественники, один из которых движется из Азии в Америку, а другой - из Америки в Азию, могут встретиться в Европе и обменяться деньгами и мыслями, уносят с собой сомнения, знания, счастье или несчастье друг друга, так и наши души получают опыт о жизни на земле. Одна душа, часто даже не зная об этом, получает маршрут, который ведёт её к богатству и успеху, а другая берёт курс к неудачам и ошибкам. Всё зависит от первоначально заданного направления. Хафиз поэтически интерпретировал эту мысль, сказав, что у каждого своё вино, и любовь каждого соответствует вину, которым он владеет. Будь это вино счастья, радости или вино печали, нищеты, вино храбрости или страха, доверия или недоверия, веры или неверия, человек действует, опьянённый этим вином, показывая его свойства миру.

В обмене между душами, следующими от проявления к источнику или от источника к проявлению, одна приобретает вино эгоизма, а вторая - вино самоотречения. Персидский поэт Бедиль* сказал: "Вино было разлито до заката - вино, взятое от глаз возлюбленной". Под закатом подразумевается рождение, то время, когда душа начинает путешествие с ангельского плана, а глаза возлюбленной - этот обманчивый мир. Первая чаша вина, выпитая душой, предопределяет её дальнейшую жизнь.

Многие верят, что человек, достигший более высокого уровня развития, обогащается знаниями. Конечно, более высокое развитие само по себе есть знание; но знание, которое человек получает из земных источников, это не та монета, что имеет хождение на остальных планах. Человек копит монеты земного плана, такие же мелкие и ограниченные, как и этот мир. Мне забавно бывает видеть человека, который приходит ко мне и говорит: "Я прочитал так много книг по оккультной науке; думаю, я совершенно готов к посвящению". Каким образом чтение книг по оккультизму может приблизить человека к духовности? В этой стране говорят на другом языке, интеллектуальное знание в ней ничего не значит; познание там заключается в забывании того, что мы выучили тут. Достижение духовности - нечто совсем иное, и смотреть на эту проблему надо с совершенно другой точки зрения.

Состояние души можно сравнить с зеркалом. Оно отражает предметы, расположенные перед ним, но отражения не врезаются в зеркало навечно, они лишь на время появляются в нём. Так же душа отражает впечатления и опыт; иными словами, наши впечатления могут ввести душу в заблуждение, они могут закрыть и даже засыпать её, но не могут в неё врасти. Поэтому и то, что мы называем индивидуальностью, есть только временное состояние, и как только душа пробуждается, она больше не придаёт такого большого значения индивидуальности, которая есть нечто, сделанное из одёжек, подобранных душой на разных планах проявления. Это что-то вроде куклы, сшитой из лоскутков. Едва лишь мы понимаем это, то отдаём всё своё внимание душе - душе, которая реальна, которая пришла от реальности и ищет реальности.

Наконец, последний вопрос: в чём может быть причина создания человека? Что этим достигается? Этим достигается сознание, приобретаемое путём познания жизни. Это сознание является божественным, если опыт жизни привёл душу на высоту, на которой она становится уже не только индивидуальной душой, но начинает осознавать все планы бытия, не только источник, но и все области ограничений. И когда всё вдохновение и все силы, дремавшие в человеке, оказываются в его распоряжении, это сознание становится совершенным. Об этом совершенстве и говорил Иисус Христос: "...будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный".

 

начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект