начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект

собрание сочинений

Хазрат Инайят Хан (1882-1927)

Суфийское послание

Двойной аспект

В догматическом учении суфиев два аспекта Высшего Существа называются «Зат» и «Сифат» — Познающий и Познаваемый. Первый есть Бог, второй — Мухаммад. Зат, будучи Единым в Своем Существе, может быть называем только одним именем. И это имя — Бог. А Сифат, будучи многообразным в четырех различных степенях своего проявления, имеет много имен. Сумма же всех имен его называется Мухаммад. Зат и Сифат, в круговом своем движении образовали Абсолют при помощи восходящих и нисходящих своих сил, которые называются «Назуль» и «Урудж», что значит: инволюция и эволюция. Назуль начинается от Зата и кончается в Зате, причем Зат отрицательная, а Сифат — положительная сила.

Зат испускает Сифат из Своего Существа и поглощает его в Самом Себе. Это философское правило: ведь отрицательное не может утратить своих свойств отрицательного, отбрасывая от себя положительное, хотя положительное иногда и скрывает в себе отрицательное, как пламя скрывает в себе огонь. Положительное не имеет самостоятельного существования, но оно несомненно реально, ибо является отражением от реального. Оно — не иллюзия, как многие ошибочно думали. А если и есть какая иллюзия, она возникла вследствие неве­жественного человеческого понимания, которое упорно рассматривает Зат отделенным от Сифата, а Сифат — независимым от Зата.

 

начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект