начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект

собрание сочинений

Хазрат Инайят Хан (1882-1927)

Суфийское послание

Сосредоточение

Весь этот мир создан сосредоточением Бога, которое и является причиною деятельности мира. Каждое живое существо в нем постоянно сосредоточено на том или другом, сознательно или бессознательно. Это показывает, что все добро и зло есть результат сосредоточения. Чем сильнее последнее, тем больше надежды на успех. А недостаточная сила сосредоточения является причиною всех неудач. Все великие люди, совершившие что-либо великое, действовали в силу своего сосредоточения. Для этого и иного мира, равно как для материального и духовного процесса, сосредоточение является существенно необходимым.

Сила воли больше, чем сила действия. Однако действие необходимо, в конце концов, для осуществления воли.

Суфизм различает семь видов сосредоточения:

  1. Намаз — для власти над телом.
  2. Вазифа — для власти над мыслью.
  3. Зикар — для очищения души.
  4. Фикр — для очищения ума.
  5. Касаб — для вступления в область духа.
  6. Шагаль — для вступления в область отвлеченного.
  7. Амаль — для полного уничтожения.
Путем регулярного применения вышеупомянутых видов сосредоточения можно достичь совершенства, пройдя три ступени развития:
  1. Фэна-фи-Шейх — Уничтожение в астральной области.
  2. Фэна-фи-Расуль — Уничтожение в области духа.
  3. Фэна-фи-Аллах — Уничтожение в отвлеченном.
Пройдя все три эти ступени, человек достигает высшего состояния — «Баки-би-Аллах» («Уничтожение в вечном сознании»), которое и является конечной целью всех, идущих этим путем. Первое, что надо обстоятельно изучить, это — дыхание. Оно — сама жизнь, и в то же время — цепь, соединяющая наше материальное существование с духовным. Оно есть также возвышающая сила, которая может поднять человека на большую высоту, если только он сумел овладеть им при помощи муршида, этого путеводного маяка, зажженного Богом.

 

начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект