начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект

собрание сочинений

Хазрат Инайят Хан (1882-1927)

Очищение ума (1999)

Разобучение

Самое трудное — это забыть то, чему мы однажды научились. Обучение — это одно, разобучение — другое. Процесс достижения духовности проходит через разобучение. Люди полагают, что их вера является их религией. В действительности вера это ступень к религии. Кроме того, если бы я хотел изобразить веру, она была бы похожа на лестницу, ведущую к высшему осуществлению. Но вместо того чтобы идти вверх по лестнице, люди стоят на ней. Это в точности подобно проточной воде, которая превратилась в стоячую. Люди сделали свою веру непреклонной, и потому вместо того, чтобы извлекать из нее пользу, они движутся в обратном направлении. Если бы это было не так, то можно было бы думать, что все верующие в Бога, в истину и в по­следующую жизнь лучше, чем неверующие. Но случилось так, что они хуже неверующих, поскольку приковали собственные стопы к своим верованиям.

Очень часто я оказываюсь в положении, когда могу сказать лишь немногое, особенно если человек приходит ко мне со своими предвзятыми мнениями и желает принять мое руководство, мое водительство на духовном пути. И все же его первое намерение состоит в том, чтобы посмотреть, соответствуют ли его мысли моим и согласуются ли мои мысли с его мыслями. Он не может сделать себя пустым для даваемого ему руководства. Он пришел не за тем, чтобы следовать моим мыслям, он хочет получить для себя подтверждение в правильности собственной идеи. Среди сотни людей, приходящих за духовным руководством, девяносто оказываются такого рода. Что это показывает? То, что люди не желают отказываться от своих собственных идей, они жаждут подтверждения верности тех концепций, которые у них уже имеются.

Духовное достижение от начала и до конца — это разобучение в том, что было выучено. Но как можно разобучиться? То, чему человек научился, находится в нем самом. Это можно сделать становясь мудрее. Чем мудрее становится человек, тем более он способен отрицать собственные идеи. Чем меньше у него мудрости, тем больше он держится за свои идеи. Мудрейший с готовностью покорится другим. А глупец из глупцов будет отстаивать собственные идеи до последнего. Причина в том, что мудрый человек легко может отказаться от своей мысли; глупый держится за нее. Именно поэтому он не становится мудрее, ибо он не оставляет своих собственных представлений; по этой же самой причине он и не развивается.

Очищение ума, следовательно, — это лишь метод, при помощи которого можно достичь духовной цели, для такого достижения необходима способность смот­реть с точки зрения другого человека. Ибо на самом деле каждая точка зрения является нашей собственной. По мере того как человек становится более многосторонним, а приходящее к нему понимание более полным, он все яснее и яснее видит правоту каждой точки зрения. Когда человек в состоянии расшириться до осознания другого человека, его собственное сознание становится таким же большим, как сознание двух людей. И подобным образом оно может расшириться до сознания тысячи людей, если человек приучает себя и старается видеть, то что думают другие люди.

Следующий шаг в очищении ума — быть способным видеть правильное в неправильном и неправильное в правильном, плохое в хорошем и хорошее в плохом. Это трудная задача, но, когда она решена, человек поднимается над добром и злом.

Необходимо уметь видеть боль в удовольствии и удовольствие в боли; потерю в приобретении и приобретение в потере. Как правило, дела обстоят таким образом, что человек непонятлив по отношению к одному, а его глаза смотрят на другое; он либо не видит потери, либо не замечает приобретения. Если он признает что-то верным, то не признает того, что является неверным.

Очищение ума подразумевает, что такие впечатле­ния, как хорошее и плохое, правильное и неправильное, приобретение и потеря, удовольствие и боль, эти противоположности, блокирующие ум, должны быть удалены при помощи видения их обратной стороны. Тогда можно увидеть врага в друге и друга во враге. Когда человек осознает яд в нектаре и нектар в яде, наступает время, когда смерть и жизнь так же сливаются в одно целое. Противоположности больше не являются для него противоположностями. Это называется очищением ума. И те, кто дошли до этой стадии, — мудрецы нашего времени.

Третья область очищения ума — отождествление с тем, чем мы не являемся. Таким способом ум осво­бождается от впечатлений собственной, ложной идентичности.

В качестве примера я расскажу об одном мудреце из Индии. Эта история начинается с того, что мо­лодой человек спросил свою мать, которая была кресть­янкой, жившей в деревне: «Мама, какое самое лучшее занятие?» И мать сказала: «Я не знаю, сын, но те, кто искал высшего в жизни, отправлялись на поиски Бога». «Тогда куда я должен идти, мама?» — спросил он. Она ответила: «Я не знаю, целесообразно это или нет, но они советуют уйти в уединенное место, в лес». И он надолго ушел в лес и жил жизнью терпения и одиночества. Несколько раз за это время он приходил навестить свою мать. Иногда его терпение было иссякало, сердце бывало разбитым. Иногда он был разочарован, что не находит Бога. И каждый раз мать посылала его обратно с более строгим советом. Придя в третий раз, он сказал: «Теперь я провел там долгое время». «Да, — ответила его мать, — я думаю, что ты готов к тому, чтобы идти к учителю». Итак, он отправился к учителю. У учителя было много учеников. У каждого была маленькая комната для медитаций, и новый ученик также полу­чил задание пойти в особую комнату и медитировать. Учитель спросил его: «Есть ли в этом мире что-нибудь, что ты любишь?» Юноша, с детства живший вне дома и не видевший ничего в мире, ни о чем не мог подумать, кроме коровы, которая была в его доме. Он ответил: «Я люблю корову в нашем доме». Учитель сказал: «Тогда думай о корове в своей медитации».

Все остальные ученики пришли и уединились в комнатах на пятнадцать минут для небольшой ме­дитации; потом они почувствовали себя усталыми и вышли; однако этот юноша оставался сидеть там с того момента, как учитель направил его. Через некоторое время учитель спросил: «Где он?» Ученики ответили: «Мы не знаем. Он, должно быть, в своей комнате». Они пошли посмотреть; дверь была закрыта, и ответа не было. Учитель направился туда сам; открыв дверь, он увидел ученика, полностью поглощенного медитацией. И когда учитель позвал его по имени, тот ответил голосом коровы. Учитель сказал: «Выходи». Ученик ответил: «Мои рога слишком вели­ки, чтобы пройти в эту дверь». Тогда учитель обратился к своим ученикам: «Взгляните, вот живой пример медитации. Вы медитировали о Боге, и вы не знаете, где Бог, а он медитирует о корове и сам превратился в корову; он потерял свое отождествление. Он отождествился с объектом своей медитации». Все трудности нашей жизни в том, что мы не можем выйти из ложных представлений.

Я приведу другой пример. Однажды я пытался помочь одной женщине, которая была очень больна: она двадцать лет страдала ревматизмом. Эта женщина не вставала с постели; она не могла даже повернуться. Я пришел к ней со словами: «Теперь вы сможете двигаться, а я зайду к вам через две недели». Когда я пришел через две недели, она уже могла менять положение. И я сказал: «Через шесть недель я буду у вас снова». И за шесть недель она встала с постели и еще больше надеялась на исцеление. Однако у нее не хватило терпения. Однажды, лежа в постели, она подумала: «Могу ли я навсегда исцелиться?» В тот самый момент, когда возник­ла эта мысль, она вернулась к своему прежнему состоянию, поскольку ее душа отождествила себя с больным человеком. Для нее видеть себя в здравии было чем-то немыслимым, она не могла вообразить, что когда-либо будет совершенно здорова; она была не в состоянии поверить своим глазам, что ее тело двигается; она не могла в это поверить.

Люди могут быть здоровы телом, но не умом. Очень часто они держатся за болезнь, от которой могли бы избавиться. Люди, которые чувствуют себя несчастными, притягивают несчастье. Они и есть свое собственное несчастье. Не то чтобы неудача была в них заинтересована, они сами заинтересованы в ней. Беда не выбирает людей, люди выбирают ее. Они удерживают такую мысль, и эта мысль становится их собственной. Когда человек убежден, что он катится вниз, он катится вниз; его мысль помогает ему падать.

Следовательно, третий аспект очищения ума — это способность отождествить себя с кем-то другим. У суфиев есть свои способы обучения этому. Очень часто человек удерживает идею о своем духовном учителе; и с этой идеей достигает знания, вдохновения и силы, которые имеются у учителя. Это подобно наследованию.

Человек, который не может концентрироваться настолько, чтобы забыть себя и глубоко уйти в предмет концентрации, не добьется успеха в овладении концентрацией.

Четвертый способ очищения ума состоит в освобождении от формы и в осмыслении абстрактного. Для глаза все означает форму до такой степени, что, если упоминается имя человека, которого мы нико­гда не видели, мы создаем его образ. Даже феи, духи и ангелы, будучи однажды упомянуты, всегда изображаются в определенной форме. Это препятствие к присутствию бесформенного; и поэтому такое очищение ума имеет огромную важность. Его цель — об­рести способность размышлять над идеей без формы. Без сомнения, это достигается только благодаря великой концентрации и медитации, и, как только это достигнуто, такое очищение является наиболее удовлетворительным.

Пятый способ заключается в способности давать отдых своему уму. Другими словами, в расслаблении ума. Вообразите, насколько тело после целого дня работы нуждается в отдыхе; и насколько больше нуждается в отдыхе ум!

Ум работает гораздо быстрее тела; естест­венно, он устает значительно больше, чем тело. И не каждый знает, как дать отдых своему уму, и потому ум никогда не знает покоя. И тогда получается, что через некоторое время ум ослабевает; он теряет память, силу действия, он теряет здравомыслие. Наихудшие результаты вызываются главным образом тем, что уму не был предоставлен надлежащий отдых. Если случается, что такие слабости, как сомнение и страх, вторгаются в ум, то человек становится беспокойным, он не может найти покоя. Ибо ночью ум продолжает следовать за этими впечатлениями. Каким бы простым это ни казалось, лишь немногие знакомы с расслаблением ума и с тем, как оно прекрасно само по себе. А какая сила, какое вдохновение приходит в ответ на расслабление ума, какой испытывается покой и какая это помощь для тела и ума! Как только ум получает отдых, дух обновляется.

Первый шаг на пути к отдохновению ума — это расслабление тела. Если человек способен по желанию расслабить мускулатуру и нервную систему, тогда ум автоматически освежается. Кроме того, нужно уметь силой воли отбросить тревогу, заботы, сомнения и страхи, привести себя в спокойное состояние; такая воля достигается при помощи правильного дыхания.

Благодаря успокоенному и очищенному уму производится великий магнетизм. Отсутствие этих качеств ума является причиной непривлекательно­сти. Присутствие тех, чей ум не очищен и не спокоен, становится источником беспокойства как для них самих, так и для окружающих. Они — малопривлекательны, потому что потеряна сила притяжения; все устают от их присутствия, и их атмосфера вызывает тяжесть и дискомфорт. Они — тяжелое бремя для самих себя и для других.

Как только ум очищен, следующий шаг — развитие сердечного качества, кульминацией которого является духовное достижение.

 

начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект