начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект

собрание сочинений

Хазрат Инайят Хан (1882-1927)

Метафизика (2004)

Акибат - жизнь после смерти

Судный День

В буддизме и в религии индусов о Судном дне сказано мало, ибо у них есть доктрина кармы, однако в Коране Судный день встречается в различных сурах. Ему придается огромная важность. И в Библии о Судном дне говорится много раз.

Судный день, о котором говорят различные религии, - это великая тайна. О можно сказать лишь то, что ни один момент времени, ни одно движение ресниц не проходит без суда, что в сознании каждого человека присутствует способность судить, что эта способность судить и себя, и других и что эта способность существует в собственном совершенстве во вселенской Совести, которая судит всю вселенную. Сначала идет правосудие человека, затем - правосудие Бога.

В человеческом правосудии обнаруживаются предвзятость и ошибочность, ибо сознание человека затемнено собственным "я"; тем самым способность сознания видеть становится расплывчатой. Правосудие Бога - это истинное правосудие, ибо никакая тень предвзятости не может упасть на его вселенское сознание, так как вся вселенная находится в поле его зрения и потому его взгляд - всепроникающий. Как наше собственное правосудие определяет наши пристрастия и антипатии и создает в нас предпочтение или неприятие кого-либо, так же происходит и с Богом. Он ведет счет содеянному и воздает награду или наказание. Он также прощает в своей милости и сострадании того, кого он, может быть, выберет простить - так же как и мы, люди, поступаем на нашем недолгом жизненном пути. Для близорукого человека человеческое правосудие понятно, а правосудие Бога выглядит слишком неопределенным, чтобы его постичь; и множество очевидных примеров уводит этого человека с истинного пути - например, когда с праведными обращаются дурно, а неправедные наслаждаются жизнью. Но человек, обладающий острым зрением, сможет увидеть, чем кончится наслаждение неправедного и дурное обращение с праведником. Видящий сможет увидеть удар, который ждет своего времени дабы пасть на голову одного, а также награду, которая предназначена для другого. Это лишь вопрос времени.

Для материалиста это покажется абсурдом. Он думает, что "если я ограблю кого-нибудь и если полиция меня схватит, то тут-то и будет суд. А если полиция меня не схватит, то все в порядке, значит, мне нечего бояться суда. А если еще у меня кошелек полон денег и я могу оплатить услуги юристов и адвокатов, то все в порядке", ибо он не видит ничего в будущей жизни, он видит только то, что здесь.

Обычный верующий верит, что будет день Суда, но мало знает об этом. Но именно суфий понимает, что в памяти человека ведется запись каждого поступка, мысли и действия - манускрипт естества, развернутый перед собственной совестью; и если убийца сможет убежать от полиции, то он не сможет убежать от совести, которая внутри него. Кто-то подумает: "Но это же его собственная совесть, что случится, если она будет немного недовольна?". Но ведь за ней существует и вселенская Совесть, совершенно честная и всемогущая, которая, даже если он убежит с земли и станет искать прибежища в море, все равно повесит даже и с помощью волн морских в наказание за его преступление.

Все, что человек делает, все его деяния, состоят из трех частей: начало, действие и конец. В начале заключается надежда, в действии - радость, а в конце наступает осознание.

Утром, когда человек просыпается, он чувствует себя свежим и готовым спланировать все свои дела на предстоящий день. Человек работает весь этот день, а вечером он видит, какой он получил результат от своего труда, сколько заработал.

Когда ребенок только появился на свет, он чист и готов наслаждаться всем. Он счастлив любой безделице, маленькой кукле, что дают ему. Он не знает, где находится мир. Он не знает, каковы заботы жизни. Затем человек проходит самый разнообразный опыт в жизни - и хороший, и плохой, а когда наступает старость, тогда он видит результаты своих дел. Во время действия он этого видеть не может, ибо действие ослепляет. Тогда, если он работал ради богатств, он богатства и получает; если он работал ради славы, он ее и получит. А если он любит, ему достается любовь и симпатии собственного окружения. Когда он становится старым, это и становится временем его суда на земле. Теперь он видит воздаяние за свои дела. Если он убил кого-то, совершается суд, и его вешают. Если он грабил, тогда он оказывается в тюрьме и раскаивается... Но время действия приходит только один раз, и после этого становится слишком поздно исправлять собственную ошибку.

Мы совершаем многое, что поначалу кажется нам верным, однако по прошествии времени наше человеческое "я" перестает чувствовать удовлетворение. Это как если бы человек ел какую-то еду, которая сначала была бы приятной на вкус, а потом она стала бы дурно пахнуть, причем настолько дурно, что даже запах собственного дыхания вызывал бы у человека головную боль. В нем терпели всё что угодно, пока у него была сила, магнетизм, активность, энергия, внешний вид, манеры, но никто не будет терпеть его, когда сила его оставит. И тогда он становится слегка сумасшедшим, его дети хотят уйти от него, ибо говорят, что старик потерял голову, его друзья презирают его, ибо говорят они, что пользы от него никакой.

У ума есть множество склонностей и слабостей, которые в молодости не кажутся особо значимыми, например ревность, жадность, зависть, гнев, страсть. Когда молодость проходит, а с ней и ее сила, и магнетизм, тогда остается только лишь слабость с раскрытым от удивления ртом. Пока мы заняты чем-либо, мы слепы. Глаза открываются только тогда, когда мы пожинаем плоды своих дел.

Один падишах как-то проезжал на лошади через джунгли. И переезжая мост, он увидел перед собой человека - а тот был совсем пьян и стоял на середине моста. Пьяный крикнул: "Не продашь ли ты свою лошадь, о проезжающий мимо?" - он был совершенно пьян и не мог узнать всадника. А падишах подумал: "Он пьян" - и не стал обращать на него внимания. Поохотившись сколько-то часов в джунглях, он повернул обратно и снова увидел того самого человека - только теперь тот не стоял посреди дороги, а сидел у ее края. Тогда падишах в шутку спросил его: "Так ты хочешь купить эту лошадь?" Хмель у того человека уже улетучился. Он даже помыслить не мог, что он наговорил падишаху в пьяном виде, однако, к своему счастью, он нашел остроумный ответ: "Покупатель лошади уже ушел, но конюх ее остался". Это позабавило падишаха и он не стал его наказывать за провинность.

Есть время, когда эго желает получить все, что его соблазняет. Но когда эта стадия начала и действия проходит, остается беспомощность.

Наша жизнь состоит из трех частей - жизни до нашего рождения, времени нашей жизни здесь и времени после смерти. Рассматривая собственную жизнь здесь и жизнь после смерти, мы понимаем, что наша жизнь на земле - это наша молодость, время после смерти - это время сбора плодов собственных деяний. И суд происходит именно в тот период, который и приходится на время после смерти.

Мы видим, что в искусстве присутствуют те же три аспекта. В музыке сначала звучит вступление; затем музыка звучит в своем полном величии, а затем следует финал, который обобщает все то, что прозвучало раньше. В живописи художник сначала делает наброски, затем он пишет картину, затем смотрит на нее. И если она выглядит не так, как ему хотелось, он стирает ее или вообще рвет. Кто-то, пожалуй, сказал бы: "Ведь ты сам ее нарисовал, зачем же рвешь ее теперь?" Дело в том, что, когда художник смотрит на картину, иногда он внезапно понимает, что она ничего не стоит, но если эта картина хороша, художник хочет послать ее на выставку. Он с гордостью приглашает своих родственников и друзей посмотреть на нее. Этот мир является картиной Творца. Творец, подобно художнику, рассматривает свою работу; и он поправляет ее, улучшает или вообще стирает - как сочтет нужным.

Почему Судный день называется днем? Наш день - это когда мы бодрствуем, а ночь - это когда мы спим. Речь не идет о земном дне и земной ночи, на которые отводится по двенадцать часов. Речь идет о дне и ночи сознания. То, что отделяет один день от другого, то, что заставляет нас различать дни, и есть ночь.

Наша жизнь здесь - это темнота деятельности, в которой мир иллюзий предстает в наших глазах реальным, а быстрые перемены в жизни представляются нам стабильными; точно так же как в поезде - тебе кажется, что это деревья бегут вдоль пути, а сам поезд стоит на месте. Когда оказывается, что иллюзорная жизнь не так реальна, как мы думали когда-то, тогда наступает день, когда все представляется так четко, как при дневном свете. Лишь у некоторых это происходит при жизни, и у всех - после смерти.

Здесь нам свойственны два состояния - бодрствование и сон. Там же сон будет единственной реальностью. И он будет нашим днем, который не прерывает ночь. Перемен не будет. И этот день будет длиться вечно, то есть до тех пор, пока наша личность не сольется с божественным сознанием.

Нам снится все, что нас окружает; все, что предстает в естественном виде. Нам снится лошадь или слон, или брат, или сестра, или мать, или отец, или дядя. Но нам не снится то, что не существует, например, лошадь с крыльями или заяц с ушами слона, ибо они не принадлежат нашему миру. На наше сознание может произвести впечатление только наш мир. И этот мир подлежит суду, который никогда не прекращается. Миром домоседа будет дом, где живет его семья. Миром монарха будут окрестности его дворца.

А не окажемся ли мы среди огромной толпы, состоящей из миллионов и миллиардов душ различной формы, и эти души, которые когда-то существовали на земле, окажутся на суде в одно и то же время? Внешне все будет именно так, в реальности - нет, ибо Судный день для каждого будет отражать целый мир в себе, и он будет иметь особенности, характерные для отдельного человека. Другими словами, мир заново воскреснет в каждой душе. Утверждение и отрицание аспектов сознания будет наиболее сильным, принимая иногда вид Мункира и Накира - ангелов, записывающих наши деяния.

В реальности все будет похоже на граммофонную пластинку, которая будет повторять весь жизненный опыт человека - и тот, что мы помним, и забытый, хороший и плохой. И он будет сопровождаться неким фильмом, показывающим всех, кто имел отношение к этому опыту - неважно, умрут ли они или все еще будут жить на земле. Все это происходит с душой в присутствии абсолютно справедливого и могучего Существа, Того, Знающего; Того, Взвешивающего все.

 

начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект