начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект

собрание сочинений

Хазрат Инайят Хан (1882-1927)

Метафизика (2004)

Акибат - жизнь после смерти

Ад и Рай

Идея ада и рая в той или иной форме существует во всех религиях. Это весьма помогает религиям удерживать массы под полным своим контролем, наущая их делать добрые дела и воздерживаться от зла. Без такой идеи все это было бы невозможно, ибо человека всегда искушает зло, и когда он пытается сделать что-то хорошее, на его пути всегда оказываются великие препятствия, и кажется, что зловредные владеют царствием земным, тогда как праведные ищут милости Бога. Если бы такого обещания не было, никакому иному воздаянию, сколь велико оно ни было, не под силу было бы объединить человечество в религии.

Награда, которую воздает Бог, весьма отличается от любых земных благ и богатств, однако в древние времена (а для многих людей это действительно и поныне) словесно ее можно было выразить лишь в виде земной награды. Поэтому апостолы обрели способность говорить с каждым человеком на его родном языке.

Древнее писание появилось в то время, когда мир находился на таком этапе своей эволюции, когда люди стремились обрести все, благодаря чему они могли бы получить материальные блага. Если бы оно появилось сейчас, тогда бы нам обещали что-нибудь другое. А так им говорили: "Если ты будешь воздерживаться от греха, тогда ты окажешься среди лотосовых деревьев, на которых нет ни одной колючки; среди банановых деревьев, отягощенных плодами; и тень от них будет укрывать тебя; и там будут воды струиться, и мягкие диваны стоять. А внизу будут гулять цветущие девы, красивые, с большими глазами, и подобны они будут сокровенным жемчужинам. Для тебя новое творение будет создано, и девы, молодые и прекрасные, а в руках у них будут золотые кубки и кувшины, и чаши с искрящимся вином. И от него не будет болеть голова, а чувства - притупляться. И будут там плоды, которые ты любишь больше всего, и мясо птиц, которых ты только пожелаешь. И ты не услышишь там ни пустых разговоров, ни греха, а только лишь возглас: "Мир! Покой!""

Если ребенку сказать: "Если сделаешь это, то получишь конфетку", то какой бы великой ни была жертва, он все равно сделает это, ибо думает: "У меня будет конфетка". Слова в писании о награде за добрые дела, которая будет на небе, были произнесены именно в соответствии эволюцией того времени. Обещание награды было высказано так же, как взрослый человек обещает что-то ребенку и говорит: "Не бери яблоко у того человека. Я дам тебе другое яблоко, гораздо слаще. Не бери куклу у того ребенка - я тебе дам другую куклу, гораздо лучше".

Это было единственным способом удержать неразвитое человечество от нежелательных действий.

И таким же образом человеку угрожали наказанием, как, например, гореть в пылающем огне, пить из яростно кипящего фонтана и не есть ничего кроме чертополоха и репейника. Так мать говорит своему ребенку: "Я тебя высеку, если ты так сделаешь".

Пророк сказал однажды: "Ад для злодеев, а небеса для блаженных".

В каждой религии, вне зависимости от того, к какой части света она относилась, ад и небеса изображались при помощи известных земных сцен.

Рай у индуистов - это оперный театр. В нем живут апсары и гандхарвы, певцы и танцоры. А в аду у них находятся змеи и скорпионы, гниль и черви.

В христианском раю благословенные становятся ангелами с белыми крыльями и в белых одеяниях. В руках они держат золотые арфы. Сами же они - в синем небе, сидят на белых облаках и поют хвалу Господу. И радость их - в познании Бога и в единении с благословенными. Христианский ад - это раскаленная пылающая печь, с грудами угля и озерами горящей серы, где черви вечно живут, а огонь вечно горит. Дьяволы раскаленными докрасна остриями своих трезубцев колют проклятых грешников, которые высохли от жажды; и оставаться им там навеки или до тех пор, пока они не оплатят все долги своих грехов до последнего фартинга.

У мусульман в раю живут гурии и малайки, которые будут прислуживать обитателям джанната - рая, небесные слуги, лица которых будут светиться небесной красотой; и будут они несравненно красивее, чем все красавицы на земле. Там будут реки из молока и меда, а драгоценные камни и бриллианты будут валяться под ногами. Прохладные напитки, объятия свежего ветра, всяческие фрукты и роскошная пища - все это будет; и будут бить фонтаны кутхара - божественного вина. Каждый, кто вступает в джаннат - ребенком ли, стариком, - будет там молодым. Там будет собрание святых, а божественная атмосфера будет чувствоваться во всем. Ад в мусульманской традиции - это яростный огонь, и он горячее любого пламени на земле. И в нем будут люди плакать и выть, прося воды, и во рту у них будет пламя. А вокруг них будет - меланхолия, беспомощность, ничтожность; и во всем, что есть вокруг, будет чувствоваться тьма, смятение, ужас и невежество; и дьявольская атмосфера будет заполнять все.

Кто-то может спросить, почему в различных религиях даются разные описания ада и рая. Но пророки никогда не говорили того, что не истинно, так что если обратиться к философской точке зрения, мы увидим, что суть заключается в том, что мы получаем то, что идеализируем.

Индусы идеализировали музыку, пение, игру и танцы - поэтому это и было их раем.

В христианстве, в силу того что с самого его начала мысль о разделении полов игнорировалась, святое место представлялось единым, и в нем пребывали бесполые ангелы, поющие хвалу Богу, сидя на облаках.

В Аравии, в горячих песках человек все время желает прохладного напитка, а местный климат делает людей эмоциональными и наделяет желанием восхищаться молодостью и красотой.

Ад почти во всех религиях так или иначе описывается как место пытки, в котором обнаруживаются все источники муки.

Картина рая или ада обязана своим происхождением простейшему откровению, пришедшему на ум Пророку: великий ужас перед идеей греха и чувство радости и красоты при виде добродетели. Картина эта сначала создавалась в художественном воображении, перед тем как вербализоваться. Мысль об ужасе сразу вызывает картину огня - особенно в пустынях и горячих песках Аравии, где вода является единственным спасением для всего сотворенного, а огонь всегда выступает как главный элемент уничтожения. Когда же приходит мысль о радости и красоте, она сразу рисует красоту противоположного пола, который очаровывает душу с самого первого дня творения и всегда будет делать это. В тот момент все удовольствия, обращенные к чувствам и зрелищам, которые мы так стремимся увидеть, предстали в художественном виде перед Пророком и были выражены тем языком, который его слушатели могли понять. В то время как суфий проникает в самый источник этой идеи, простой верующий получает удовольствие от слов.

Все, о чем говорится в преданиях, верующими понимается буквально, однако суфий понимает это по-другому. Для него гурии - это райские воплощения красоты, предстающей перед его глазами, которые были открыты на земле в восхищении божественным постоянством. "Бог красив и Он любит красоту", - говорится в хадисах. Все сотворенное создавалось так, чтобы красота, существующая в Создателе, могла проявиться в Его созданиях, и так, чтобы ее можно было видеть. Та же самая склонность работает во всем круговороте вещей. Глаз Бога видит небесную красоту благодаря набожным, чей путь лежит к вечной цели. "Ни одна душа не знает, что уготовано им, какая радость осветит их глаза в награду за то, что они сделали", - говорит Коран.

Мед - это эссенция всех цветов. Эссенция всего бытия - это мудрость. Мудрость - это мед, который находится на небесах. Молоко - это чистая и очень важная субстанция, которая создается в груди матери. Основное средство поддержания нашего бытия - это дух, который чист как молоко; и с помощью собственной духовности мы пьем это молоко, и питаем им собственную душу. В Библии сказано: "Не хлебом единым жив человек, но и словом, что исходит из уст Божьих". Земные богатства, такие как бриллианты и драгоценные камни, которые набожные люди с презрением бросают на землю, катятся под ноги подобно мелким камешкам и не имеют никакой цены.

Земное богатство, к которому человек стремится всю свою жизнь, для видящего в конце концов становится подобным гальке, катающейся под ногами. Кутхар, вино, означает опьяняющее воздействие духовного экстаза, и это вино спрятано в сердце подобно любви. Он очищает ум от всех впечатлений, что накопились за время жизни на земле, тем самым готовя душу к единению с Богом.

У каждого человека есть свой рай и свой ад, в зависимости от степени его развития. То, что представляется раем для одного, может быть адом для другого. Бедняк думает, что рай - это отличный дом, где он будет жить, и удобная повозка, в которой он будет ездить. А если бы короля заставили жить в доме богатого купца, где была бы одна или две повозки и где ему прислуживало бы лишь несколько слуг, он бы счел такое адом. Цоканье языком для лошади - это большее страдание, чем для осла - десять ударов кнута. Все это доказывает, что ад для лошади и ад для осла не могут быть одинаковыми.

Рассказывают одну историю. Как-то раз предстали перед падишахом четыре человека, арестованных за одно и то же преступление. Он посмотрел на одного и сказал: "Повесить его". Посмотрел на другого и изрек: "Этому - пожизненное заключение". Посмотрел на третьего и сказал: "В изгнание". А затем он посмотрел на четвертого и сказал: "Позор. Да как ты вообще смел показаться мне на глаза. Иди, и не приходи сюда больше". Тот, которого должны были повесить, убил еще нескольких по дороге в тюрьму. Тот, кого изгнали, ушел далеко и в другой стране вернулся к своему делу и стал творить там свои бесчестные дела, причем еще более успешно. Приговоренный к заключению бесстыдным образом развлекался с друзьями в тюрьме. А тот, кого отпустили безнаказанным, пошел домой и совершил самоубийство: для него горькие слова падишаха были хуже чем чаша с ядом.

Не Бог в своей Бесконечности вознаграждает или наказывает нас, и нет никакой области или территории, которая называется раем и в которой могут быть только добродетельные. И не существует области под названием "ад", где содержат грешников. В реальности, мы в нашей жизни постоянно переживаем и ад и рай. Однако здесь у нас есть опыт двух состояний: сна и физической жизни. И всегда остается возможность что-то изменить. Если мы переживаем ад сейчас, завтра это может стать раем. А если мы переживаем сегодня рай, остается возможность, что завтра настанет ад. Но когда мы возвращаемся из этого мира многообразия, мы не идем в своем опыте дальше; наш рай и наш ад особенно не меняются.

Для начала рассмотрим ад и рай, которые каждый человек создает себе здесь. Когда человек совершает поступок, которым его совесть не довольна, впечатление от этого остается с ним. Она будет постоянно терзать его и удерживать перед его взором агонию, которую переживает его "я". Мы видим, что в этом мире есть люди, которые занимают высокие посты, живут в роскошном окружении, облечены богатством и властью, но их злые дела поддерживают яростное пламя внутри них. Иногда в их жизни проявляется их внутреннее состояние; а иногда нет, и люди думают, что они счастливы, но сами они считают, что находятся в аду. Но все-таки истинное положение частично сокрыто даже от их глаз в силу постоянного многообразия их опыта. Получается смутное видение собственного ада, который они в будущем ощутят в полной мере.

Когда человек делает нечто приятное его совести, совесть одобряет его. Она говорит: "Браво! Молодец!" Его душа радуется собственным деяниям. В какой бы дурной среде он не оказался, его внутренней радости хватит для того, чтобы он чувствовал себя счастливым. Когда своими праведными делами он удовлетворяет свою совесть, Богу, что существует внутри него, приятно. Насколько бы ни было плохим его положение на земле, он внутренне счастлив. Мир, возможно, сочтет его несчастным, но сам он будет счастливее королей. Это его рай, и то же самое ощущение будет беспрерывно продолжаться на высшем плане существования, которое и есть ад и рай.

Каждый создает свой собственный рай и ад. Один ученик как-то попросил у своего муршида: "Молю, муршид, позволь мне в моем видении узреть рай". Муршид ответил: "Пойди в другую комнату, дитя мое, сядь и закрой глаза, тогда ты увидишь рай". Мюрид пошел в другую комнату и сел медитировать. И увидел он в своем видении обширный край, но ничего более. Там не было ни рек из меда, ни молочных морей, ни рубиновых стен, ни алмазных крыш. Он пошел к муршиду и сказал ему: "Спасибо, муршид. Теперь я видел рай. Но мне хотелось бы увидеть и ад". Муршид ответил: "Хорошо, сделай еще раз так же". Ученик пошел в комнату и сел медитировать, и снова он увидел обширный край, но там ничего не было - ни змей, ни огня, ни дьяволов, ни злых животных, ничего. Тогда он пошел к муршиду и сказал: "Я видел какую-то территорию, но там опять ничего не было". Тогда муршид сказал: "Дитя мое, а ты что, ожидал увидеть там реки меда и моря молока? Или змей? Или адский огонь? Нет. Там ничего нет, тебе придется брать все отсюда. Именно здесь ты должен набирать все, либо радости рая, либо пламя ада".

"Рай - это видение выполненного желания, а ад - это тень души в огне", - говорил Омар Хайям.

Наше собственное "я", на самом деле, и является раем, если оно благословлено божественной милостью; и адом тоже является наше собственное "я", если оно проклято гневом Бога. Те семь врат, о которых говорится в Коране, - это семь раскрытий наших собственных чувств. И проходя через эти врата, мы переживаем собственный рай или ад. Семь вершин означают семь планов человеческого существования, на каждой из которых есть свой характерный рай и характерный ад.

Вещи представляются нам такими, какими мы заставляем их нам представляться. Если мы терпимо относимся к собственному окружению и довольствуемся тем, что имеем, смиренно переносим неизбежные неудобства и дискомфорт, если мы приобретаем знание о собственном бытии, если мы видим вокруг себя божественное постоянство и если мы культивируем в себе любовь, на которой держится весь мир, тогда наша жизнь становится подготовкой к раю, а наша жизнь после смерти есть ее полное выражение. Таково состояние верующего человека. Как в Коране сказано: "Благочестивый войдет туда с миром и покоем... И там не коснется их никакое беспокойство, и не будут они отвергнуты". Если они одеты в тряпье, если они лежат в пыли, пыль эта станет троном Сулеймана, а их тюрбан из лохмотьев - короной Хосрова.

Наше недовольство тем, что мы имеем в жизни, наша нетерпимость к собственному окружению и неспособность выносить те обстоятельства, которых мы не можем избежать; наша слабость, выражающаяся в освобождении своих страстей и аппетитов, наш недостаток общительности, наше незнание собственного бытия и наша слепота к видению Бога, проявляющемуся в природе, - это и есть мучение жизни и яростное пламя после смерти. Рай - для благочестивых, чьи добродетели и были предназначены для такого конца, а ад - для дурных людей, которые сами и зажгли этот огонь. Суфий говорит: "Я далек от обоих, счастлив пребывая в руках вечного покоя. Не может меня соблазнить радость рая, а пламя ада - коснуться меня, ибо я обнял блаженство и поцеловал проклятие, и вознесся над радостями и горестями жизни".

Конечно, ни одна душа не будет оставаться навечно ни в раю, ни в аду. Это постепенный процесс растворения остатков индивидуального бытия в океане Бытия вечного. Именно это состояние и называется пульсерат, или чистилище.

 

начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект