начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект

собрание сочинений

Хазрат Инайят Хан (1882-1927)

Метафизика (2004)

Акибат - жизнь после смерти

Спиритуализм

Верящие в явления духов часто теряют равновесие и заходят так далеко, что поиск спиритуализма становится их манией, ибо всегда интересно и рассказать, и послушать истории о привидениях. Рассказчики склонны преувеличивать, чтобы сделать историю более интересной и возбудить удивление слушателя, а простой слушатель склонен иногда принимать палку за змею.

Был один хорошо известный случай, который произошел в Индии, когда компания друзей сидела и разговаривала о привидениях. Один из них сказал: "Я не верю в такие вещи. Я готов пойти и просидеть полночи на кладбище, если вам того хочется". Его друзья сказали, что не поверят ему, пока он этого не сделает. И той же ночью он отправился на кладбище. Он провел там полночи, пытаясь избежать всех угроз, которые рисовало перед ним воображение во время темной ночи на кладбище. Когда время вышло, он встал, чтобы вернуться к друзьям, и его длинный плащ зацепился за колючий кустарник, что рос там. А он подумал, что это дух схватил его. Он упал, задыхаясь от страха, и утром его нашли мертвым.

Часто враги домовладельца распространяют слухи, что у того в доме живут призраки, так что он, бывает, не может заполучить к себе жильцов. Иногда называющие себя спиритуалистами, которые сделали это своим занятием в жизни, устраивают из этого интересную игру, насколько возможно. Они производят стуки то там, то сям, поднимают столы и стулья с помощью проволоки, имитируют световые эффекты при помощи фосфора. Они пользуются простодушием зрителей. Некоторые считают, что несут послания из мира духов и обратно и обманывают многих честных людей, которые интересуются этими вопросами. Многие реализуют свои сомнительные цели, проводя собрания духов.

Все это движет материальными людьми, не верящими в духов, тем самым еще более отдаляющимися от знания тонкого существования, а многие так называемые спиритуалисты часто так поглощены своим хобби, что не осознают свой собственный дух.

В обычной жизни мы ощущаем два плана: физический, который мы постигаем при помощи глаз, ушей и всех органов тела, и ментальный план, план мысли и чувств. Когда мы спим и все наши органы отдыхают, мы видим себя бодрствующими и в различном окружении. Это показывает нам, что у нас есть еще одна сущность, кроме физической, и другие глаза, помимо физических глаз. Пока мы спим, сон реален для нас. Когда мы бодрствуем, мы думаем: "Я был там, а теперь я здесь. Если то, что я видел во сне, было реальным, тогда все это должно было быть сейчас здесь, когда я проснулся, но ничего этого нет". Мы различаем сон по контрасту с пробужденным состоянием.

Если бы кто-нибудь пришел к нам, пока мы спим, и сказал, что это сон, что он не реален, мы не поверили бы ему. Или если кто-нибудь скажет нам, что это сон, мы скажем: "Нет, все вполне реально. Я же вижу разные вещи вокруг себя". А еще есть выражение "Сейчас это кажется сном", которое мы используем по отношению к прошлому.

Когда человек после смерти все еще желает земных радостей, он оказывается в ужасном положении, ибо он не имеет физического тела, которым он мог бы их прочувствовать. Он подобен футболисту или крикетисту, потерявшему руки, который хочет, но не может играть без рук, или певцу, которому сделали операцию на горле, - петь он будет хотеть, только не сможет, ибо голос пропал.

Когда человек лишается физического плана, тогда в качестве реальности остается сон, ибо в нем не будет контраста, доказывающего обратное. И это состояние существования называется митхаль. Человек в этом состоянии не может получать опыт на земле, так как потерял физические инструменты. Его миром будут все те впечатления, что он собрал на земле. Такова природа ума, что накапливает так много впечатлений, сколько сможет. Из этого запаса и образуются картины, которые он видит. Мы не видим во сне то, что нам не известно или чего мы не видели. Мясник целыми днями видит мясо, и ночью ему будет сниться мясо, а не молочная ферма.

Иногда, не только на Западе, но и на Востоке, тени умерших, которые приходят пообщаться, предупредить, поговорить с кем-то дорогим для них, называются духами. Слово это в действительности неуместно. Дух - это сущность, а душа - это то, что живет по ту сторону. Но уж поскольку это слово часто используется всеми, примем его. Эти так называемые духи - это не только одна душа, но душа вместе с умом, то есть то, что остается от внешнего человеческого "я" после смерти тела.

Иногда бывает, что привидениям очень хочется прочувствовать жизнь этого мира и в определенной степени они делаются материальными. Они не могут сделаться такими реальными, как мы, иначе бы они смогли здесь жить. Но в какой-то степени они и живут, активируя элементы вокруг себя, - либо эфир, либо воздух.

Когда люди видят привидение, это отчасти иллюзия, а отчасти действительность. Когда видит внутренний глаз, внешние глаза думают, что это они видят. Но если люди попробуют прикоснуться к привидению, то они обнаружат, что ничего нет. Вот так действительное "я" духа может показаться в тумане, однако можно спросить, где он берет одежду, в которой появляется, или вообще что-либо, что он мог бы держать в руке? Ответ в том, что это всего лишь его собственное представление, что он что-то держит, которое отражается в душе зрителя, и вот благодаря собственной иллюзии чего-то определенного, он ощущает его присутствие, как если бы видел его собственными глазами.

Умершие чувствуют мысль и добрые желания живых. Молитвы и религиозные обряды фокусируют ум живых на ум умерших, так что живые могут помочь умершим или живой человек может получить благословение святого духа.

Традиции принесения в жертву еды, благовоний или ладана для умерших существуют у индуистов и мусульман. Если кто-то приходит к нам в гости и мы ему предлагаем еду или что-то еще, что ему приятно, он это с благодарностью оценит. Так же обстоит дело и с умершими; они наслаждаются тем, что мы едим, тем, что мы вдыхаем аромат, ибо, хотя они не могут наслаждаться реальными предметами, которые мы ставим на стол, - все-таки представление нашего ума, радость, которую оно несет, отражается в их душах.

Умершего более интересуют вещи, которые что-то говорят уму, нежели материальное удовлетворение. Поэтому, когда приносят в жертву пищу, напитки и благовония, перед ними читают и священные имена и суры из Корана, чтобы разум умерших тоже мог быть удовлетворен.

Чтобы узнать о существовании духа, мы должны сами жить духом, быть выше материи. Если человек теряет кого-то, кого он очень любил и кому он отдавался целиком, и он будет все время думать об этой потере, он станет мертвым для мира, что вокруг него, и тогда, куда бы он ни пошел, в толпу ли, в джунгли, он будет ощущать присутствие того человека, потому что его собственное "я" уже не будет закрывать его взор.

Наша связь с существами на земле гораздо сильнее, потому что мы сознаем нашу земную жизнь. Мы думаем о друзьях, которых мы видим, к которым чувствуем симпатию, но гораздо меньше мы думаем о тех, кто ушел от нас, о том, каково их состояние сейчас. И те, кто живет на другом плане, также меньше думают о нас. Может быть связь между матерью и ребенком или между любящим и возлюбленной, но между живыми и мертвыми контакта обычно не бывает.

Что касается духовного единения, а это тонкая тема, я скажу, что лучше связываться с существами, живущими на земле, чем одержимо стремиться познакомиться с людьми на той стороне жизни. Нам следует развиваться именно здесь, а будучи поглощены теми, кто уже ушел от нас, мы уходим от той жизни, которая у нас должна была бы быть. И тогда мы живем на земле, как если бы были мертвы. На лицах людей, гоняющихся за духами, - мертвенное выражение.

Поклоняться нужно бессмертным и святым сущностям, которые оставили этот мир, ибо они более живы, чем живущие, и еще более - чем умершие.

Есть духи, которых мы привлекаем своей любовью, нашим желанием их присутствия. В жизни нас окружают друзья, те, кто нам нравится, кого мы своей симпатией привлекаем к себе. Так же мы привлекаем к себе духов. Обычно это существа более высокого порядка - те, у кого мы просим помощи и водительства, - это муршиды и пророки. Иногда это видения муршидов, или высших существ, которые приходят к посвященным. Они приходят, дабы вести и помогать при всех неприятностях. Иногда кто-то, кто будет полностью поглощен мыслью о пророке или муршиде, может настолько потерять себя в нем, что, если он будет звать его в беде, тот, к кому он обращается, всегда придет и поможет ему. Поклоняться муршиду, или пророку, перешедшему в мир иной, лучше, чем просить его о помощи во всякой беде, ибо Господь Всемогущий ближе всего к нам, и этого хватит, чтобы помочь нам во всех наших бедах. И в этом случае медитация ни на живом существе, ни на духе не является необходимой. Конечно, как в жизни мы зависим от помощи друг друга, так же дело обстоит и на высшем плане, и если нам предлагает помощь святой дух, мы можем принять ее, но только если во всем этом будем осознавать бытие Бога. Из какого бы источника не шла помощь, она идет от Бога.

У меня было много видений моего муршида, вот пример одного из них.

Однажды нам надо было пройти трехдневный путь по джунглям, через местность, очень опасную из-за разбойников. Там каждую ночь убивали двух или трех проезжающих. Наш караван был самым что ни на есть маленьким. Обычно караваны состояли из двадцати повозок, но случилось так, что наш был только из трех. При мне был очень дорогой камень, который дал мне Низам Хайдарабадский, а вместо оружия у меня были музыкальные инструменты. Всю ночь я видел силуэт моего муршида, сначала смутно, а потом отчетливо, - он шел рядом с повозкой. Две других повозки были атакованы и ограблены, из них забрали всего несколько копеечных тюков, но моя повозка осталась нетронутой. И это не единственный пример из моей жизни. У меня были тысячи опытов такого рода.

Животные видят духов лучше, чем мы, ибо их активность ниже нашей. Наша жизнь, вследствие беспокойства и тревог, а также в силу комфорта и соблазнов земли, чаще всего поверхностна, хотя наш разум более развит, чем разум животных. Животные после смерти также появляются в виде духов, но на более короткий период, и число их меньше, чем людей, ибо они не так поглощены земной жизнью, как человек - самим собой и своей собственностью.

Однажды был у меня один случай с собакой. Возвращаясь в полночь из театра вместе с небольшой группой друзей, я увидел, что за нами следует пес. Он выказывал какой-то особый интерес к нам. Один из нас, думая, что это была бродячий пес, ударил его палкой. И в тот же момент, когда палка коснулась его, пес исчез, а сама палка рассыпалась на куски. Это случилось в присутствии многих людей. Мы потом узнали, что пес, живший у нас в семье, очень любивший нас, умер шесть месяцев назад, а за нами тогда шел дух его, все еще привязанный к нам. Этот пес был особенным, и удивительно было то, что каждый четверг он регулярно постился.

 

начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект