начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект

собрание сочинений

Хазрат Инайят Хан (1882-1927)

Метафизика (2004)

Феномен души

Человек - семя Бога

Человека можно справедливо назвать семенем Божьим. Бог великий и бесконечный, самосознающий, охватывает собственную природу во всем многообразии, и таким образом Он есть един, и Он есть все. Все проявление подобно деревцу, проросшему из божественного корня. Природа - это его ствол, а все аспекты природы - это ветви, листья, плоды и цветы; а от этого дерева опять происходит то же семя - человеческая душа, которая и была первопричиной этого дерева. Это семя есть дух человеческий, и так же как Бог постигает всю вселенную внутри себя, будучи единым, так и человек содержит в себе всю вселенную как Его миниатюру. В Коране сказано: "По нашему подобию мы создали человека". Поэтому ни Бог не может быть никем другим, кроме того, кто Он есть, по той самой причине, что Он есть един, и в то же время Он есть все. Человек не может быть никем, кроме человека; ни человек не может заново воплотиться, ни Бог.

Современные ученые признали тот факт, что у человека с течением многих лет меняется вся кожа; они также сумели открыть, что каждый атом в конституции человека в течение жизни меняется много раз, обновляя при этом тело. Если тело может меняться, то это может и ум, и именно благодаря этому определяется человеческая личность. Опять же в нашей пище и питье, благодаря которым мы живем, есть столько малых жизней. А сколько жизней живет благодаря нам в нашей крови, венах, жилах и коже - и все это составляет нашу индивидуальность. И каждая мысль и чувство в нашем уме живо настолько же, насколько живы и мы. И даже такие существа, как элементали, демоны и ангелы, которые созданы внутри нас, благодаря нам и из нас, - их можно так же считать личностями, как и нас. Так что в конце этого исследования человеку будет трудно понять, существует ли он как нечто одно или как нечто множественное.

В наших снах все обитатели нашего ума воскресают, создавая мир внутри нас. Мы видим во сне предметы и существа, друзей, врагов, животных, птиц, и они не приходят из ниоткуда, но создаются из нас самих. Это показывает, что ум личности строит мир в себе, и он создается и уничтожается сознательным или бессознательным действием воли, у которой есть два аспекта: намерение и случай. Мы получаем опыт из этого мира ума даже тогда, когда мы бодрствуем, однако контраст между миром внутри и миром снаружи делает мир снаружи конкретным, а мир внутри - абстрактным.

Кто-то, пожалуй, спросит: "Если все то, что мы видим во сне, это мы сами, тогда почему мы даже во сне видим себя как сущность, отделенную от всех остальных предметов?" Ответ на этот вопрос заключается в том, что душа обманута нашей внешней формой, и эту картину она и принимает за "я". Все другие образы и формы, которые проявляются перед ней во сне, находятся в контрасте по отношению к этому "я", и потому душа признает их как нечто отдельное от "я".

Но ведь если индивидуальность перевоплощается заново, что тогда нам считать индивидуальностью, наше изменяемое тело или ум? Ведь они оба представляются чем-то единым, но в то же время и множественным. Можно спросить у какого-нибудь Джека: "Какая часть тебя является Джеком: глаз, нос, ухо, рука или нога, если у всего этого уже есть свое собственное имя? А может быть Джек - это твои мысли и чувства? Их много, они меняются, они разнообразны, и ты называешь их воображением, чувством". Это показывает то, что Джек находится несколько выше, будучи владельцем всех тонких и плотных качеств, которые сгруппировались и создали перед ним иллюзию, которая, отразившись на душе, заставляя его говорить "я", "Джек". Он - владелец всего, что он распознает вокруг себя, и все-таки каждый атом и вибрация, которая составила его иллюзорное "я" должна меняться, и у каждого из них есть своя отдельная жизнь и смерть.

Душа на своем пути к великому и бесконечному не может вернуться с полдороги. Когда она достигает своей цели, она ощущает только свет, мудрость и любовь Бога. Она также теряет две вещи: все знаки опыта и мыслей своего проявления, свою индивидуальность и растворяется в бесконечном божественном Сознании.

Если какой-нибудь предмет из глины бросить в воду, он проявит склонность идти ко дну - к своему собственному элементу. Если вода встречается с огнем и становится паром, то водная часть этого пара все равно уйдет вниз. Когда огонь соприкасается с воздухом, его дым поднимается на какое-то расстояние, но в своих высших сферах воздух от огня избавляется. Когда эфир становится духом, он теряет контакт с элементом воздуха. Так происходит и с душой - на своем пути обратно она отдает все те качества тем источникам, откуда они были взяты, тем самым облегчая себя на пути к своему собственному элементу. Земное тело идет к земле, часть, относящаяся к воде, - к миру вод, тепло - к царству тепла, воздух - к сферам воздуха, эфир - к области эфира. Впечатления, мысли, ощущения, заслуги, качества идут так далеко, насколько могут и остаются там, где они должны быть. Тогда душа, которая осталась в своей изначальной сущности, сливается с океаном сознания, где уже ничего из ее предыдущей собственности не остается.

Наша личность подобна пузырьку в воде. Едва ли возможно, чтобы пузырек, растворившись в море, опять бы там появился, причем в той же воде, что и раньше. Так же маловероятно, чтобы душа, однажды растворившись в океане сознания, вышла бы опять наружу созданной из той же самой части сознания. Пузырек может объявиться в том же самом месте в той же самой части воды или в другой. Но там, во втором пузырьке, может оказаться лишь половина первой капли той воды, а может быть, лишь небольшая часть. Или, может быть, другая часть воды добавляется в него.

Вот появится один пузырь, и мы назовем его Джоном, а другого назовем Джейкобом, а третьего - Генри, все-таки они будут из одной и той же воды; а если мы назовем эту воду Джоном, то все они будут из этого самого Джона. Всё - это один и тот же дух, одна и та же жизнь, принимающая на себя все формы и все имена. С такой точки зрения, в свете реальности не существует ни "я", ни "ты", ни "он", ни "она", ни "оно" - лишь только разница мгновений.

Каждый пузырек теряет и отражения, и все качества, которые он унаследовал за время своего существования, как только он растворяется в воде. И даже если бы ему случилось в одном случае из тысячи выйти из той же воды, он бы не сохранил своих предыдущих свойств. Также, чисто умозрительно предположив, что одна и та же частичка сознания, которая уж в любом случае не является настолько стабильной и вещественной как вода, могла бы снова оказаться на поверхности, не претерпев никаких дополнений или изменений, никак не возможно, чтобы она все еще сохраняла свои предыдущие качества и впечатления, ибо она очищается абсолютно, погрузившись в сознание. Если даже капля чернил утрачивает в море свои качества, почему океан сознания не может очистить свою собственную стихию от инородных элементов?

Если индуизм учит, что купание в Сангаме в месте слияния двух рек может смыть с человека все грехи его жизни, то как он может отрицать, что погружение, даже однократное, души в сознание может очистить душу от всех качеств, которые она накопила за время своей предыдущей жизни? Во-первых, сама природа погружения в Дух - это уже само по себе очищение от материального состояния бытия, а во-вторых, природе проявления заключено, что душа должна прибыть новой и чистой.

Допустим, что сливки - это воплощение молока, а масло - это его третье воплощение, а четвертое его воплощение назовем топленым маслом. Тогда возникает вопрос, а воплощением чего является молоко? Молоко состоит из нескольких химических веществ, и его химический состав меняет его название, вкус, запах и воздействие. Масло нельзя назвать молоком, а топленое масло сливками. Если и есть что-то, что может существовать во всех проявлениях молока, то это некий внутренний управляющий поток, который группирует и разъединяет атомы, заставляя их меняться, и который можно уподобить душе.

Также если бы Джек воплотился в Джона или Джон воплотился в Джека, то кем были они в самом начале? Их бы было двое или один? Если один стал двумя, то один мог стать и тысячью, и миллионом, и при этом все-таки оставался одним.

Когда душа устремляется из сознания, ее можно обозначить как стрелу. Стрела, устремившаяся в воздух, летит вверх настолько, насколько ей определили воля и сила лучника. Достигнув максимальной высоты, она начинает возвращаться. Физическая смерть и есть возвращение той стрелы. Конечно, по пути обратно она может где-нибудь задержаться, так же как и стрела иногда застревает в ветвях деревьев, однако в тот или иной день она возвращается на землю, к своему собственному элементу. И вверх она теперь уж точно не полетит. Так же и с человеческой душой, она, закончив свой путь на земле, возвращается к своему началу, притягиваемая его силой.

Если мы посмотрим на мир, то увидим, что все образует круг. Растение вырастает из семени до тех пор, пока полностью не разовьется, а потом возвращается в прах. Человек растет: с детства до юности, до зрелости, до пожилого возраста, и это, так сказать, аргумент в пользу того, что мы проходим через много жизней. Но это не тот круг, который путешествует, - это точка, которая, путешествуя, образует круг и возвращается на то место, откуда начала двигаться. Именно это сознание совершает путешествие, а не индивидуальная душа.

Капли воды в фонтане летят вверх - некоторые выше, некоторые ниже, некоторые летят очень недалеко, некоторые довольно высоко поднимаются. Когда каждая капля падает, она тонет в потоке и утекает вместе с ним и ввысь снова не взлетит, хотя сама вода в том самом потоке может в виде капель взлетать и падать снова. И это служит доказательством в пользу того факта, что взлетает и падает как раз вода, а не капли. Хотя внешне она взлетает и падает каплями, вода в каждой капле всегда другая.

Сторонники перевоплощения приводят еще один аргумент в поддержку своей доктрины - иногда выдающийся гений или дарование обнаруживаются в ребенке, который едва ли мог унаследовать их от своих предков и не мог приобрести их в своем окружении. Иногда в трущобах рождается ребенок, обладающий великим поэтическим гением, который невозможно отследить ни у его отца или матери, ни у его предков, ребенок проявляет великое музыкальное дарование, которое не обнаруживалось у его отца, или деда, или у предков.

Душа, прежде чем она явится пред лицом земли, на своем пути к проявлению довольно долгое время собирает впечатления от душ, которые встречаются ей по дороге, и перенимает их свойства. Таким образом, свойства ушедших душ проявляются снова. Душа может получать впечатления от одной души, или от нескольких, или от многих душ.

Душа на своем пути к проявлению может встретиться с душой гения поэзии или музыки и взять с собой эти впечатления. Когда умирает великий или очень добрый человек, филантроп, вы обнаруживаете, что вскоре после этого рождается ребенок с похожими качествами, дабы восстановить баланс в мире. Ребенок может родиться с качествами Александра Македонского. Это происходит потому, что новая душа по дороге к проявлению встретилась с душой Александра и в виде впечатлений получила от нее все его качества или часть их. Таким образом, кто-то может заявить: "Я - воплощение Александра". Но душа Александра не возвратится. Если бы так было, тогда каждой душе, покидавшей эту жизнь, было бы известно о своих предыдущих жизнях.

Большинство различий в понимании обусловлено различием в словах. Если кто-то говорит, что душа - это мир впечатлений, удерживаемых сознанием перед ней, а дух - это сознание, тогда он может сказать, что душа возвращается.

Если у непоэтичных родителей ребенок начинает петь и сочинять слова к песням, это говорит о том, что на него произвела впечатление какая-то поэтическая душа. Душа, которая появляется на земле, скорее восприимчивая, чем творческая. Она не творит, потому что ей отдавать нечего. Творческой душа становится на своем пути обратно, там она и делится своим опытом. Например, неиспользованная фотопластинка получает впечатления от объекта, который находится перед ней, а когда она использована, она отдает полученные впечатления бумаге. Представим, что, например, душа Вишну встречает другую душу, идущую к проявлению, и эта сильная душа может передать ей в виде впечатлений свои свойства. Тогда та душа может сказать: "Я - Кришна, воплощение Вишну". Душа получает впечатления от всего, что оказывается перед ней. Иногда дети вполне заурядных родителей могут настолько впечатлиться присутствием великих людей, что и сами становятся великими. И личность человека - это не что иное, как слияние его мыслей и впечатлений, и того, кто их унаследует, можно называть воплощением того, кто ушел раньше, хотя у каждого есть своя собственная душа.

Иногда так бывает, что ребенок видит и понимает очень многое из того, что вокруг него происходит. Иногда молодой человек видит и понимает больше, чем старый. Обычный человек предположит, что такие люди являются носителями старых душ, и сторонники перевоплощения принимают это за доказательство своей доктрины. Но на самом деле знания и понимание не зависят от учения, знание - это качество души. Знание духа принадлежало человеку во все времена. Пожилому человеку не нужно читать много книг, чтобы узнать, что когда-то он был маленьким ребенком - он и так это знает, это его прошлый опыт. Также и душа знает о своем собственном опыте, ей нужно только слегка пробудиться, чтобы осознать себя.

Когда персидский шах пожелал, чтобы какой-нибудь образованный человек написал историю Персии, он не мог никого найти для этого до тех пор, пока поэт Фирдоуси не сказал, что может ее написать. И он написал, руководствуясь своим внутренним знанием, поэму "Шахнаме", историю персидских шахов. Если бы он почерпнул эти знания из воспоминаний своих предыдущих жизней, он должен был бы непрерывно рождаться в Персии и только в Персии, быть наделенным тем же самым разумом, чтобы приобрести и удержать те же самые знания.

Нет ничего такого, чего душа не могла бы знать, ибо все объективное существование создается душой, причем для своего собственного использования, и поэтому неудивительно, если человек обладает великими качествами, которые не объясняются наследственностью, или если ему в прозрении, а не в учебе открывается знание всех вещей. Становится удивительно лишь тогда, когда человеку недостает всего этого. А это случается потому, что одни сферы объективного мира наслаиваются на другие, закрывая свет души.

 

начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект