начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект

собрание сочинений

Хазрат Инайят Хан (1882-1927)

Метафизика (2004)

Жемчужины океана незримого

Покайтесь, ибо грядет Царствие Небесное

Эти слова впервые были произнесены Иоанном Крестителем по поводу пришествия Иисуса Христа. Но кроме этого в словах "Царствие Небесное" есть и духовное значение.

Все, что принадлежит какому-нибудь человеку, составляет его царство, будь это огромные богатства и власть или ничтожные владения. Царствие Небесное означает совершенное владение чем-либо, когда вещь, которой обладают, самодостаточна. В Гвалиоре жил когда-то один хорошо известный дервиш, Мухаммед Гхаут. Он сидел в джунглях без одежды и ел только тогда, когда ему приносили еду. В глазах мира он был самым что ни на есть бедняком, но все его уважали. И вот плохие времена настали в Гвалиоре. Государству угрожал сильный враг, армия которого вдвое превышала армию местного правителя. И вот правитель в подавленном состоянии стал искать Мухаммеда Гхаута. Когда мудреца попросили о помощи в первый раз, он захотел остаться в покое, но потом, когда его стал умолять сам махараджа, он наконец сказал: "Покажи мне армию, что угрожает тебе". Его вывели за город и показали ему огромную вражескую армию, что надвигалась на них.

Мухаммед Гхаут замахал рукой, повторяя слово "мактуль" (то есть "будьте вы уничтожены"). И пока он так делал, армия махараджи Гвалиора показалась врагам огромной, что повергло их в ужас и они бежали. Этот суфийский святой был владельцем царства небесного. Его гробница теперь находится во дворце, а цари земные приходят и склоняются перед ней.

Царствие Небесное находится в сердцах тех, кто сознает Бога. Это признают на Востоке, и святым всегда оказывают великое уважение и почет.

Суфий Сармад, великий святой, погруженный в созерцание Единого, жил во времена Аурангзеба, великого императора моголов. Аурангзеб потребовал, чтобы суфий Сармад пришел в мечеть. Когда тот отказался это сделать, его, по приказу императора, обезглавили. С этого дня начался закат моголов. Эта история доказывает, что владеющий Царствием Небесным даже мертвый имеет власть низвергать царства земные.

Ту же самую истину мы наблюдаем в истории о Кришне и Арджуне. Арджуне и его четырем братьям пришлось одним драться против огромного войска. Принц Арджуна обратился к Богу и захотел отказаться от царства. Но Кришна сказал: "Нет. Ты должен сначала вернуть то, что потерял. Потом приходи ко мне". История далее рассказывает, как Кришна сам управлял колесницей, а враги Арджуны были разгромлены, ибо с Арджуной был сам владетель Царствия Небесного.

Говоря с метафизической точки зрения, Царства Небесного можно достичь при помощи раскаяния. Если мы оскорбили друга, он отворачивается от нас, а мы от всего сердца просим прощения, и его сердце оттает. Если, с другой стороны, мы закрываем свое сердце, оно замерзает. Раскаяние и просьба о прощении не только размягчает сердца тех, кого мы оскорбили, но также и сердца существ из мира незримого. Эти слова можно объяснить также с научной точки зрения. Тепло растапливает, а холод замораживает. Капли воды, падающие на теплое место и на холодное, испытывают разное влияние. Капля, попавшая на теплое место, расширяется и становится больше, покрывает большее пространство, тогда как попавшая в холод замерзает и становится ограниченной. Раскаяние имеет эффект капли, расширяющийся в теплой сфере, оно заставляет сердце расширяться и стать универсальным, тогда как отвердевание сердца несет ограниченность.

Пузырек на поверхности воды долго не живет, он быстро лопается, но благодаря этому он соединяется с могучим океаном. Так же и с нами. Когда, при помощи сердечного тепла, мы можем разрушить наше ограниченное "я", мы растворяемся в Едином, Неограниченном. И когда наше ограниченное царство уходит от нашего взора, тогда мы наследуем Царствие Божие.

 

начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект