Поклонение
Существует три аспекта поклонения: поклонение Богу на небе со стороны
тех, кто понимает его как нечто отдельное; поклонение Богу на земле,
как богу или богине в форме идола или же кому-нибудь, кто считается
воплощением Бога и которому поклоняется множество; и поклонение Богу,
который есть внутри, самому глубокому "Я" нашей сущности. Именно в этом
аспекте понимают Бога суфии, последователи вед, и великие учителя, такие
как Христос и Мухаммед.
В самом начале великие мастера учили поклоняться какому-то конкретному
объекту тех, кто не мог бы понять более высокого идеала поклонения,
- дабы привести их к Богу-идеалу, чтобы они наконец смогли познать Бога
внутри.
Есть некоторые люди, которые поняли, что самое глубокое "Я" - это Бог,
и которые говорят: "Почему это мы должны идти к Богу при помощи какого-то
поклонения?" - веря самим себе, что они самодостаточны. Это самопознание
может либо увести человека в сторону, либо привести к совершенству.
К совершенству это ведет редко, к заблуждению - чаще, ибо, хотя человек
неограничен в незримом мире, во внешнем мире он весьма ограниченное
существо. Он зависит от всего созданного, что вокруг него, и всячески
зависит от своего окружения. На одном полюсе он неограничен и самодостаточен,
на другом - зависим и ограничен. Поэтому для человека считается большой
ошибкой заявлять о своей самодостаточности. В мусульманской терминологии
эти состояния называются Аллах и Бандех. Состояние "Аллах" неограничено
и самодостаточно, а состояние Бандех - ограничено и зависимо. Какой
у человека идеал, таково и состояние его развития. Человек, что интересуется
сам собой, очень узок и ограничен, тогда как человек, интересы которого
распространяются на свою семью и окружение, больше. А тот, чьи интересы
распространяются на весь свой народ - еще более велик. Самый же великий
- тот, чьи интересы распространяются на весь мир. Но во всех этих случаях
человек ограничен. Так же обстоит дело с материальными идеалами: один
может быть довольным сотней фунтов, а другой попытается получить миллион;
каков у человека идеал, таким он и становится.
Высший идеал человека - осознать неограниченное, бессмертное "Я" внутри
себя. Нет никакой необходимости в более высоком идеале, ибо, если человек
держит этот идеал перед глазами, он расширяется и становится всем тем,
кем он хочет стать, и со временем достигает того покоя, которого так
ждет душа.
Поклонение Богу расширяет душу по направлению к совершенству. Это можно
проиллюстрировать словами Саади, который говорил: "Хвала Аллаху, поклонение
которому означает приближение к Нему, и благодарение которого приносит
увеличение благ. Каждый вдох продлевает жизнь, а выдох оживляет тело.
Таким образом, в каждом дыхании содержится два благословения, и за каждое
благословение должна быть отдельная благодарность".
|