начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект

собрание сочинений

Хазрат Инайят Хан (1882-1927)

Метафизика (2004)

Жемчужины океана незримого

Отношение к молитве

Существует пять видов отношений к молитве, принятых у различных классов людей. Первое - это хвалебное отношение тех, кто благодарит за свой хлеб насущный. Второй класс людей - это те, кто не только благодарит за материальные блага, но также надеется получить власть и положение или на прощение собственных грехов. Третий класс людей - это те, чьи глаза открыты, те, которые признают красоту Бога в природе и во всем, что вокруг них. Они и прославляют Его за эту красоту. Четвертый класс людей - те, кто признают величие Бога в Его силе, который поддерживает любое свое творение - от человека до самого мелкого червя и микроба. К пятому классу относятся мыслители и мистики. Их отношение к молитве гораздо выше, чем у всех предыдущих классов; они понимают истину бытия человека: Бог и человек неразделимы. Особенно заметны среди них последователи учения суфиев. Множество свободомыслящих людей имеют такое понимание и вообще не беспокоятся о молитве, а некоторые даже говорят: "А кому мы должны молиться?" Суфий осознает истину своего бытия и вся его жизнь наполняется молитвенным отношением, невзирая на свое свободомыслие и возвышение над тем, что хорошо или плохо, правильно и неправильно. Если человек любит, он может находиться в толпе и все-таки не обращать внимание на то, что вокруг него, будучи погруженным в мысли о возлюбленной, и так же с любовью к Богу. Тот, кто Его любит, может находиться среди толпы, но, будучи погруженным в мысли о Боге, он окажется в уединении. Для такого человека толпа ничего не значит. Саади говорил: "Молитва - это расширение ограниченного бытия до неограниченного, приближение души к Богу".

Хазрат Али, один из самых выдающихся суфиев прошлого, говорил: "Знать себя - это знать Бога" - и проводил большинство своих дней и ночей в молитве. Молитва суфия - это его путешествие к вечной цели, собственному осознанию Бога.

Здесь возникает вопрос, как достичь такого молитвенного отношения в жизни. Сперва те, чья молитва - молитва похвалы, чья жизнь предназначена для такого молитвенного отношения, должны позаботиться о том, чтобы приносить хвалу и благодарность даже по поводу мельчайших событий в жизни, быть благодарными за самое малое доброе деяние, которое кто-либо для них сделал. В жизни, человеку этого идеала очень не хватает, он настолько упрям, что упускает множество возможностей отблагодарить. Иногда это происходит из-за его богатства, а в другой раз он бывает ослеплен своей властью. Он думает, что все, что делается для него, делается из-за его денег или влияния. Если человеку удалось достичь отношения хвалы и благодарности за все, что есть в жизни, тогда его жизнь действительно можно назвать молитвенной жизнью.

Те же, кто выражает надежду, когда молятся, могут превратить все свои повседневные устремления в молитву, при условии, что будут поддерживать эту надежду в любом жизненном начинании, полагаясь на Бога, и считая все объекты своего желания приходящими из одного итого же источника.

Те люди, что славят Бога за красоту, должны видеть красоту Бога во всех Его созданиях. Нет никакого смысла в том, чтобы хвалить Бога за Его красоту, а затем критиковать и находить ошибки в его созданиях; ибо для того, чтобы жизнь была молитвенной, в человеке всегда нужно искать только хорошее. Даже в самом плохом человеке есть что-то хорошее, и нужно всегда искать именно хорошее, а не плохое. Мы можем научиться добродетели даже у величайшего грешника, если будем считать его учителем. Существует предание, что Моисей просил Сатану поведать ему секрет жизни.

Те, кто прославляет Бога за величие Его силы, должны видеть величие в его созданиях. Есть некоторые люди, которые настолько гордятся собой, своей властью, должностью и деньгами, что не могут видеть великого в другом. Таким людям ничем не поможет почитание Бога за Его величие; это будет всего лишь лицемерием.

Что касается пятого класса людей, то те, кто осознают истину своего бытия, признают свой Богоидеал во всем Его Творении. Они видят своего божественного Возлюбленного во всех проявлениях, в каждом имени и форме.

 

начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект