начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект

собрание сочинений

Хазрат Инайят Хан (1882-1927)

Метафизика (2004)

Жемчужины океана незримого

Следствия деяний

Во всех религиях учат тому, что за наши деяния будет либо награда, либо наказание. Но если мы рассмотрим это более внимательно, мы увидим, что наказание или награда - это результат наших деяний; лишь наша склонность к идеализации заставляет нас называть наградой или наказанием то, что просто-напросто является результатом наших действий. Хорошее не может быть результатом плохого, а плохое не может быть результатом хорошего. Если легкомысленное дитя отправят купить яиц, а его по пути домой настолько заинтересует окружающее, что он не будет смотреть куда идет, упадет и разобьет эти яйца, мы скорее всего скажем: "Ты все яйца разбил, и это тебе наказание за твою беззаботность", однако на самом деле никто не исполнял этого наказания, оно последовало как естественный результат беззаботности.

Если мы поглубже заглянем внутрь себя, мы обнаружим, что наши деяния имеют огромное воздействие на наше внутреннее бытие, и они вступают в реакцию и проявляются на поверхности в виде хороших или плохих результатов. Этим объясняется правильное и неправильное, доброе и злое. Другими словами, наше тело, ум, сердце, чувственный фактор реагируют друг на друга. Если тело управляет умом или ум - чувствами, результат будет плохим, ибо в этом случае низший план существования контролирует более высокий план.

С другой стороны, когда сердце управляет умом, а ум - телом, результат может быть только хорошим, поскольку высшее "Я" тогда получает контроль над низшим я. Тело, управляющее умом, подобно лошади, едущей на человеке, а не человеку - на лошади. Если лошадь будет скакать на человеке, скорее всего, она уведет его в сторону, но если на лошади будет ехать человек, то он поведет ее правильным путем.

Например, если бы солдат управлял сержантом, а сержант - капитаном, естественно, все бы пошло неправильно. Капитан должен управлять сержантом, а сержант - солдатом. Возьмем другой пример: добросердечный человек, если им будут управлять его мысли, может утратить свою доброту и удержать кого-нибудь от доброго дела, полагая, что может оставить его для себя. Однако когда его добрые чувства поднимутся над его мыслями, он может раскаяться и сказать себе: "Как я мог подумать такое?"

В индуизме существует три стадии жизнедеятельности: саттва - то есть та деятельность, которая всегда несет добро, раджас - сбалансированная деятельность, которая иногда приносит хорошие, а иногда плохие результаты; и тамас - интенсивная деятельность, которая всегда приводит к разрушению.

Крайняя интенсивность тамаса - это плохо во всех аспектах, ибо его вибрации настолько увеличивают свою скорость, что сталкиваются друг с другом и вызывают разрушение. Когда со стороны одного человека по отношению к другому проявляется сильная любовь, обычно приходит что-то, уничтожающее ее. То же самое происходит в случае интенсивного желания или действия, это заканчивается разрушением.

Раджас - сбалансированная деятельность, всегда желательна. Результат таких действий может быть хорошим или плохим, но никогда - слишком плохим, поскольку там есть равновесие.

Саттва - деятельность, всегда приводящая к хорошему, это контролируемая деятельность, которую мы обуздали. Ею овладеть наиболее трудно, и для этого необходима работа и усилия всей жизни. Святым и мудрецам приходилось совершать путешествие через эти стадии, учась на опыте, и они понимают, насколько трудно обрести контроль над нашей деятельностью в жизни.

Существует два способа, при помощи которых мы можем обрести контроль над нашей деятельностью. Первый - это уверенность в силе нашей собственной воли, знание, что если мы совершим ошибку сегодня, то завтра мы так не сделаем. Второй способ - это жить с широко открытыми глазами и внимательно следить за своей деятельностью во всех аспектах жизни. Это ведь только в темноте мы падаем, а при свете мы видим, куда идем.

Так и в жизни: нам нужно внимательно смотреть, куда мы идем. Нам следует изучать жизнь и пытаться узнать, почему мы говорим так-то и так-то и почему мы поступаем так, как мы поступаем. До этого мы совершали ошибки, возможно, потому, что наши глаза не были широко открытыми. Мы совершили ошибку, пожалели о ней и забыли об этом, а затем, возможно, снова ее совершили - потому что не изучали жизнь. Изучение жизни - это самое важное во всех религиях, и более важного и интересного занятия нет. Люди, что прошли через все стадии деятельности, стали выше всего опыта жизни во всех ее аспектах. Они подобны пловцам в море, что плывут и не тонут. Вот на них поступки не имеют воздействия. Они и сами исполнители добрых дел и создатели их воздействия.

 

начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект