начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект

собрание сочинений

Хазрат Инайят Хан (1882-1927)

Метафизика (2004)

Жемчужины океана незримого

Видимое и невидимое

Все религии и философские учения говорят о видимом и невидимом, возможно что-то понимая в них, но всегда расходясь друг с другом в объяснениях. Христианское объяснение души отличается от мусульманского, а ведическое объяснение - от буддийского, и эти различия изрядно путают человека их изучающего. Эта путаница, однако, возникает из многообразия имен и форм, другими словами, - из-за разницы слов, а не значений. Для просветленной души эти различия ничего не значат. Такой человек видит одну истину, что находится в основе всего, и он слушает свою душу в поисках истины, он сравнивает то, что изучает во всех священных писаниях и обнаруживает, что его понимание истины находится в гармонии со всеми.

Есть много верований, которые исповедуют последователи различных религий и философских учений по отношению к жизни после смерти, проявлению, освобождению и перевоплощению. Некоторые веруют в одного Бога, а некоторые - во многих, а некоторые вообще не верят в Его существование. Но во всех этих верованиях мистик видит одну и ту же истину, ибо может посмотреть на нее с разных точек зрения - так же как фотограф, снимая большой дворец с четырех сторон, понимает, что на каждом снимке будут различные его изображения, и все-таки они будут видами одного и того же дворца.

Настоящее учение приходит изнутри, и когда святые получали озарение от изначального Источника, души их его понимали, но слова, которыми они излагали это послание, были различными, ибо один говорил на языке зенд, другой - на иврите, третий - на санскрите, а четвертый - на арабском. Это и объясняет, почему одна и та же истина рассказывается разными словами. Смысл и значение - одни и те же, но изложены разными словами, единственное различие заключается в объяснениях, ибо предполагалось, что их будут давать в разное время, разным народам, на разном уровне развития. Изучение невидимого - наиболее важно для изучения в жизни, но это нельзя делать так же, как изучают видимое.

Изучение видимого всегда разочаровывает, так как оно постоянно меняется. Поэтому необходимо обратить свой взгляд от видимого к источнику всех вещей. В изучении невидимого не следует искать никаких знаков. Духовный поиск, как говорил Аль-Газали, подобен пусканию стрелы во тьму - ты не видишь, куда она полетела или во что вонзилась. В жизни есть два важных дела - восхваление Бога и следование к Богу.

Восхвалять Бога - это важно, и это дает блаженство в жизни, но это не настоящее достижение. Самое важное дело в жизни - это достижение Бога. Бога невозможно объяснить, попытка сделать это всегда окончится неудачей. Знание Его можно обрести в молчании и в уединении. Как это можно сделать лучше всего, объяснено в словах индустанского поэта Захира: "Достигающий Божественного покоя должен потерять себя".

 

начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект