начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект

собрание сочинений

Хазрат Инайят Хан (1882-1927)

Метафизика (2004)

Жемчужины океана незримого

Другая сторона смерти

Проницательный мыслитель рано или поздно спрашивает: "Что находится по другую сторону смерти?" Для материалиста, который верит, что мозг - это единственный фактор восприятия, жизни после смерти не существует. Для тех же, кто верит в предания, другая жизнь есть, но они очень смутно представляют ее истинное значение. Для тех, кто ищет истину, есть верный путь и неверный путь поиска. Верный путь состоит в изучении себя, а неверный - в поиске общения с духами.

Когда мы бодрствуем, сознание большей частью остается на физическом плане, и лишь очень маленькая его часть находится на плане ментальном. Это доказывается тем фактом, что мы иногда не сознаем того, что происходит вокруг нас, в силу того, что наше сознание в тот момент находилось на другом плане, и мы склоняемся к тому, чтобы называть всякую мысль или чувство воображением.

План сновидений выше плана физического, ибо все, что происходит там - это реальность по отношению к сознанию. Это ведь только пробудившись мы говорим, что пережитое нами было сном. Именно физическое тело создает контраст между сном и состоянием бодрствования; во сне мы свободны от своего тела, и сознание воспринимает вещи как реальность, а не как сон или воображение, ибо у сознания есть склонность воспринимать как реальное все, что оно переживает в то мгновение.

Все переживания, мысли, чувства и эмоции сохраняются на ментальном плане, и когда физическое тело убирается, сознание переживает их в полной мере. Если человек в течение всей жизни был веселым и жизнерадостным, сознание, когда покинет физическое тело, испытает состояние счастья на ментальном плане в полной мере. А если он был всю свою жизнь жалким и несчастным, сознание на ментальном плане будет в полной мере испытывать это состояние. Это объясняет значение ада и рая. Мы таким образом переживаем и ад, и рай каждый день нашей жизни, и наши рай и ад зависят от того, какие впечатления мы позволяем себе сохранить на ментальном плане.

Наш ум следует протирать и чистить так же, как и наш дом, и это мы делаем при помощи медитации и концентрации, что выметает вон все неверные впечатления. Мы должны быть хозяевами своего ума, так же как и хозяевами собственного дома, и не позволять, чтобы он выглядел как склад мебели, в котором вся мебель разбросана в беспорядке. Мы должны указывать, что куда поместить, - так, чтобы там царствовал полный порядок.

Мы не должны допускать, чтобы впечатления, которых мы не желаем, появлялись на ментальном плане. На этой стороне жизни у нас больше силы воли, чтобы контролировать наши впечатления, чем на той. Там мы переживаем впечатления, которые мы создали в нашей жизни.

Главное, что касается нас - это изучать, что делает объекты хорошими или плохими, правильными или неправильными; и мы обнаружим, что хорошее, плохое, правильное или неправильное зависит от точки зрения, с которой мы будем их рассматривать, а когда мы это ясно поймем, тогда мы узнаем секрет того, как по своей воле поступать правильно или неправильно, хорошо или плохо. Эта стадия понимания дает мастерство и возвышает человека над адом и раем.

 

начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект