начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект

собрание сочинений

Хазрат Инайят Хан (1882-1927)

Метафизика (2004)

Жемчужины океана незримого

Каза и Кадр

Во вселенной есть две силы: каза, - божественная сила, действующая через все предметы и сущности, и кадр - свободная воля человека.

Если божественная воля действует через все предметы и сущности, а человек есть не что иное, как инструмент, при помощи которого божественная воля действует, а он беспомощен, и тогда как он может отвечать за свои поступки? Между тем человека признают ответственным, ибо свободная воля человека - это совершенная воля, действующая через разум человека. Это можно проиллюстрировать так. Купец, владеющий фабрикой, нанимает на нее множество рабочих. Его волей и желанием является, чтобы все вместе трудились в согласии, однако процветание фабрики - это также обязанность и каждого рабочего, ибо с их помощью владелец управляет фабрикой. Если кто-то работает против его воли, все идет не так, и за это несет ответственность тот, кто так работал. Похожим образом воля всего Бытия работает через все, но обязанностью каждого является выполнение этой воли. Если мы рассмотрим это повнимательнее, то обнаружим, что эта воля - также и наша воля, а когда мы действуем против нее, мы не получаем никакого удовлетворения, ибо мы не выполнили нашу собственную волю. Мы подобны оси, на одном конце которой ограниченный человек, а на другом - совершенное "Я".

В поисках способа исполнить волю Бога наше отношение должно быть подобно отношению ребенка, которого от неправильного поступка удерживает мысль, что он может огорчить своих родителей. Вот так же мы должны следить за каждой нашей мыслью и действием, чтобы они не были неприятны Богу, совершенному "Я". Здесь можно задать вопрос: "Получается, что люди, обладающие разумом, должны были отдаться совершенной или божественной воле, что представляется противоречащим идеалу свободы?" На этот вопрос можно ответить так. Предположим, что кто-то желает двигаться вперед, а его ноги идут в противоположном направлении или кто-нибудь хочет посмотреть вверх, а глаза, против его воли, смотрят вниз - была бы тогда жизнь счастливой, если бы ноги и глаза так поступали только по своей собственной воле? Конечно, нет, ибо поступая так, они идут против всей воли человека. Подобным образом дисгармоничная свободная воля, которую можно назвать грехом, беспокоит целое Бытие, гармония которого поддерживается каждым индивидуумом - от самого великого до самого незначительного, от высшего до низшего.

 

начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект