начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект

собрание сочинений

Хазрат Инайят Хан (1882-1927)

Метафизика (2004)

Жемчужины океана незримого

Муршид

Муршид - это тот, кто внутренне покорен слову Бога, кто достиг просветления и поддерживает единение с Богом.

Есть два вида муршидов. Сначала идет тот муршид, который получает вдохновение в джунглях или в уединении и, когда он достигнет осознания полноты послания, он выходит к людям и ищет себе подходящего талиба или мюрида, то есть того, кто окажется восприимчивым, кому он сможет передать это послание, ибо свет должен найти себе выражение. Чтобы этот свет проявился, учиться не обязательно. Величайшими учителями мира бывали самые безграмотные люди. Характерный пример этого - Кабир, ткач, написавший тома стихов под влиянием вдохновения. Его стихи были написаны на языке безграмотного человека, но, несмотря на это, их читают и ими восхищаются по всей Индии, а самого Кабира рассматривают как одного из самых великих и просвещенных учителей. Такой класс муршидов собирает вокруг себя мюридов, которые способны быть восприимчивыми и которые будут пассивно принимать его учение. Для некоторых людей это трудно, они говорят, что не могут отдать свою индивидуальность кому-то другому. Но если мы рассмотрим этот вопрос, мы можем спросить себя: "А кто этот другой?" Тогда мы поймем, что в истинном смысле бытия нет ничего, кроме Единого. Когда спадает покров невежества, больше не существует ни "я" ни "Ты", существует только Единый. Таково учение Библии и всех священных писаний. Муршид и мюрид - это одно целое.

Другой вид муршидов - это халифы, то есть те, кто принадлежат к особым школам, таким как Чишти, Кадири, Накшбанди, Сухраварди, и те, кто основывают свое обучение на внимательном и целенаправленном наблюдении за людьми, их характером и склонностями. Они учат той же самой истине, что и первый класс суфиев, но следуют методу, адаптированному так, чтобы он подходил вере, верованиям, природе и манерам людей, которые поступают под их опеку. Система - это только внешняя оболочка, просто пальто. Многие заявляют, что о суфизме знают все, всего лишь читая о нем в книгах, однако то, что эти люди знают, на самом деле является лишь системой, внешней оболочкой, а не внутренней истиной.

Некоторые люди, видевшие, что суфизму учат мусульмане, молящиеся в мечети, естественно, называют его ветвью ислама, но они не знают, что семечко, которое обнаружили в плоду, изначально было корнем того самого растения. Те, кто видит его в одеждах индуизма, говорят, что он развился из индуизма, те, кто замечает его сходство с буддизмом, говорят, что он произошел от буддизма.

Теперь послание суфизма читают на Западе, где люди в основном христиане, и так как он должен быть адаптирован к вере, верованиям, обычаям и манерам населения, то человек, который не знает настоящей идеи суфизма, может сказать, что это новая секта христианства. Позволим называть его так, как хотят. Суфизм - это сущность всей религии, и его мало заботит, какую веру люди исповедуют, при условии, что они будут правильно понимать.

На Востоке много таких школ. Быть посвященным в одну из них - это огромное духовное преимущество, так как посвященный получает помощь не только от своего муршида, но и от всех предыдущих муршидов, перешедших в мир иной. Он, по сути дела, становится звеном в цепи. Муршид подобен садовнику, который знает в своем саду все цветы, плоды и растения и который аккуратно ухаживает за ними. Таким же образом муршид ухаживает за теми, кто доверил себя его водительству.

Муршид подобен врачу. Он прописывает каждому мюриду лекарство в соответствии с его потребностями. Нельзя давать всем одно и то же лекарство.

Настоящий муршид считается мостом, соединяющим своих мюридов с их Господом. Он, по сути дела, является привратником во дворце царя и может довести только до внутренней двери, которая ведет в присутственную палату. Муршид гораздо более велик, чем земной сюзерен, ибо своим взглядом или своим словом он может изменить жизнь того, кто приходит к нему по доброй воле, ибо его царство - это Царство Небесное, имеющее власть над всеми царствами земными. Хафиз говорил: "Не обманывайся видом изодранных рукавов дервиша, ибо под заплатами этих рукавов скрываются самые могучие руки".

Муршид желает всех земных, равно как и небесных благ для своих мюридов, но он мало может сделать там, где нет восприимчивости и веры. Муршид придает гораздо большую важность жизни своего мюрида, чем пунктуальности его медитации. Он учит, что гораздо более важно взращивать в жизни такие качества, как доброта, вежливость и любовь. И когда мюрид терпит в этом неудачу, муршид не способен вдохновить его, поскольку мюрид стоит в своем собственном свете.

Рассказывают историю про одного мюрида, который несколько лет жил под руководством муршида, но так своей цели и не достиг. Он видел, как многие приходили и уходили вдохновленными. Наконец он пошел к муршиду и спросил, почему так происходит. Муршид сказал в ответ: "Сын мой, вина-то не во мне, а в тебе". В это время мимо проходила бешеная собака. Муршид взглянул на нее, и она тут же вылечилась от своего бешенства. Тогда он указал, что дело не в недостатке силы со стороны муршида, но в недостатке восприимчивости мюрида. Хафиз говорил по этому поводу: "Люди с темной судьбой не могут быть ведомы даже просветленными".

 

начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект