начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект

собрание сочинений

Хазрат Инайят Хан (1882-1927)

Метафизика (2004)

Метафизика

Метафизика

1. Наше физическое строение

Наше физическое тело состоит из пяти основных элементов, которые составляют и всю вселенную. Кожа, плоть, кости выказывают качества земли. Кровь, пот и слюна отображают элемент воды. Теплота тела и пищеварительный огонь в системе означают элемент огня. Дыхание и его скрытая работа внутри тела, позволяющая нам растягиваться и сокращаться и сила движения не позволяющая нам оставаться неподвижными ни на одно мгновение, отображает элемент воздуха. Элемент эфира, содержащийся в нас, - это то, что управляет нашей деятельностью и постепенно поглощает все другие элементы. Именно по этой причине ребенок более активен, тогда как пожилой человек ведет себя тихо и склонен к бездействию.

Все вышеперечисленное - это грубое объяснение различных частей тела, отображающих различные элементы. Соотносятся они следующим образом: кости - с элементом земли, плоть - с водой, кровь - с огнем, кожа - с воздухом, волосы - с эфиром.

Кость лишена чувствительности, так же как и земля. Сокращение и увеличение мускулов, питание плоти и воздействие воды на нее как изнутри, так и извне доказывает, что плоть соотносится с элементом воды. Циркуляция крови зависит полностью от степени теплоты, кровь движется так, как заставляет ее элемент огня. Воздух влияет на кожу. В жаркую погоду кожа становится темнее, а в холодную - светлее, при грубой погоде она становится грубой, а при хорошей - гладкой. Все различные оттенки кожи обусловлены главным образом климатическими условиями местности, где мы родились и проживаем. Волосы соотносятся с эфиром и они наименее чувствительны. Если волосы стричь или жечь, никакого ощущения не будет.

Различного рода выделения обусловлены своими элементами. Фекалии - землей, моча - элементом воды, пот - огнем, слюна - воздухом, семя - эфиром.


2. Мистическое значение тела

Человеческое тело можно поделить на две части: голова и туловище. Голова представляет собой "Шухуд", духовную часть, а туловище - материальную часть, "Вуджуд". У первой выражающей частью является область от макушки до подбородка, у второй выражающей частью является верхняя половина тела.

Голова и сердце, две части тела, считаются наиболее важными факторами, ибо ученый считает, что думает мозг, а ортодокс полагает, что чувствует сердце. С точки зрения суфия оба отчасти правы, а отчасти нет. По правде говоря, мозг не думает, мозг - это средство, при помощи которого ум различает мысль в ее конкретной форме, так же как пианино не пишет музыку - это композитор пробует играть свои сочинения на пианино и делает их для себя более ясными. Фотографический снимок делает не камера, а свет и пленка. Камера - это средство для них обоих, и так же обстоит дело с мозгом. При расстройстве в мозгу, говорит ученый, человек становится умственно больным. Но суфий считает, что с умом ничего не случилось; если что и вышло из строя, так это инструмент, благодаря которому функционирует ум.

То же самое заблуждение существует у тех, кто верит, что сердце чувствует. Сердце, будучи центром тела, разделяет действие внутреннего чувства. Это и является нашим истинным сердцем, не тот кусочек плоти, а именно оно чувствует, что задыхается, что оно подавлено. Депрессия ощущается как тяжелая ноша на груди, а когда тяжелые вибрации рассеиваются, тогда у человека появляется особое ощущение радости, и у него на сердце становится легче. Это объясняет "Шакк" - и "Садр", открытие ангелами груди Мухаммеда, когда страх, мрачность, горечь и самодовольство исчезли перед явлением божественного откровения. Это подобно тому как темнота рассеивается при восходе солнца.

Так как мозг - это инструмент ума, который невидим, а сердце из плоти - это носитель внутреннего сердца, которое существует вне субстанции, то так же обстоит дело и с просветлением души, нашего невидимого существа, чей свет отражается внутри этого физического тела. Когда ум активен, он излучается глазами, сиянием нашего облика, и это заряжает все вокруг магнетической атмосферой. Этот свет, происходящий от звука, есть и световое и звуковое отражение под куполом храма этого физического тела, хотя в реальности ни один из них ему не принадлежит. Для суфия, ищущего "Я" внутри себя, когда он получает контроль над вратами этого святого храма физического тела, они гарантированы. Тогда вместо того, чтобы отразиться вовне, в виде выражения, и свет, и звук - оба проявляются внутри.


3. Природа чувств и их органов

Существует пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Чувства зрения и слуха являются главными, а из этих двух главнейшим является зрение. Чувство осязания ощущается через кожу, которая представляет элемент земли и которая чувствительна к холоду и жаре. Чувство вкуса ощущается через язык, который представляет элемент воды; он различает все соленое, кислое, сладкое, острое и горькое. Обоняние ощущается через нос, канал дыхания, только он может различать запахи и ароматы. Чувство слуха представляет собой воздух и ощущается при помощи ушей, а зрение представляет собой эфир и постигается посредством глаз, которые в этом материальном теле являются представителями души.

Каждое чувство обладает двойственным аспектом, "Джелалом" и "Джемалом", сильным и нежным аспектами жизни; они представлены в виде левой и правой сторон, их действие экспрессивно и восприимчиво. Поэтому хотя и чувство зрения у нас одно, но два глаза; чувство слуха одно, но два уха; обоняние одно, но две ноздри. Так обстоит дело с каждым чувством. Именно этот двойственный аспект в природе вызывает различие полов, ибо в плане духа человеческое - это человеческое, но когда он проявляется поверхности, он становится либо мужчиной, либо женщиной. Это, для тех кто знает, выражено в мифе об Адаме и Еве: то, что Ева произошла от ребра Адама, означает, что они оба вышли из одного и того же Духа.

В реальности есть лишь только одно чувство, и именно направленность опыта постигается через определенный канал. Таким образом, каждый опыт отличен от другого. Поэтому мы можем назвать это чувство пятью чувствами, хотя в реальности оно одно.

Какой бы элемент не доминировал в природе человека, чувства, соотносящиеся с этим элементом наиболее активны. А так как дыхание за день и за ночь меняется по многу раз, то его элемент действует в соответствии с чувствами, и это является причиной требований наших чувств. Тот, кто неумеренно пользуется одним из этих чувств, притупляет это чувство, подобно тому как духи, если их все время держать около себя, притупляют чувство обоняния, хотя и порабощают запахом. То же самое происходит со всеми чувствами. Поэтому суфий постигает жизнь через чувства ради опыта, а не ради неумеренного потребления. Первое - это мастерство, а второе - рабство.

4. Источник телесных желаний

Источник наших телесных желаний только один - дыхание. Когда дыхание покидает тело, его также покидают и все желания. И так же как дыхание сменяет элементы, а они - земля, вода, огонь, воздух и эфир - доминируют в дыхании по очереди, все это происходит из-за различий между степенями активности дыхания, так же меняются и желания. Поэтому в каком-то климате человек будет чувствовать себя голодным, а в какую-то погоду будет чувствовать жажду, ибо влияние погоды на дыхание возжигает в дыхании один элемент в большей степени, чем другой.

Строение человека очень тесно связано с желаниями тела. Здоровый человек, естественно, часто голоден и хочет пить, а нездоровый человек, под маской благочестия, может сказать: "Как же он материален!"

Все телесные желания проявляются в физиогномике человека, и нет такого желания, на которое бы не влиял какой-либо определенный элемент, стоящий за ним. Кроме того, у каждого в физическом плане есть какой-либо преобладающий элемент; другие элементы выражены в большей или меньшей степени. От этого и зависят привычки и желания человека.

Элементы и желания соотносятся следующим образом:

Элементы Желания
Земля
Вода
Огонь
Воздух
Эфир
Дефекация
Мочеиспускание
Жажда
Аппетит
Страсть

Всегда существует возможность спутать желание с вожделением, которое является не телесным желанием, а желанием ума, который испытывают через телесное желание. Даже если нет телесных желаний, ум принуждает тело желать. В таком аспекте каждое телесное желание становится неуместным, нежелательным и поработительным.

Душа во время удовлетворения каждого телесного желания спускается сверху на землю. Именно это и объясняется в мифе про Адама и Еву, когда их изгнали из рая и сбросили на землю. Это говорит видящему, что рай - это план, на котором душа беспечно обитает в своей собственной сущности и самодостаточности, а земля - это тот план, где душа переживает преходящие радости при помощи удовлетворения телесных желаний, зависящих от внешних объектов.

Душа становится пленницей в физическом теле, которое подвержено смерти и гниению, она забывает свободу и покой своего изначального вместилища. Вот поэтому суфий иногда испытывает удовлетворение желаний, а иногда воздерживается от них силой воли, чтобы позволить душе испытать изначальную радость в своей собственной сущности, независимой от ума и тела. Поступая так, душа узнает свое первое и последнее место пребывания и использует тело, то есть свое земное обиталище, чтобы получить опыт жизни на земле. Поэтому, с суфийской точки зрения, нежелательно убивать телесные желания абсолютным или частичным отказом от них, равно как и неумеренно следовать им, отдавать свою жизнь им в рабство. Суфий предполагает владеть желаниями, а не быт в их владении.


5. Источник эмоций

Источником наших эмоций является дыхание, чистота которого несет сияние, а загрязненность - путаницу. Так как дыхание изменяется от одного элемента к другому, оно производит в нас склонность к определенной эмоции, и в зависимости от силы нашей воли мы либо контролируем, либо поддаемся неуправляемому выражению этой эмоции.

У каждой эмоции есть свой цвет и вкус. Каждая эмоция развивается в другую, потому как пропорциональность деятельности ума, увеличение или уменьшение ее, производит эмоции. Нет нежелательных эмоций до тех пор, пока они находятся под влиянием силы воли, но когда из-под контроля уходит даже самое незначительное ее действие - это уже грех. Страх несет влияние элемента земли, симпатия - влияние элемента воды, гнев - элемента огня, юмор - воздуха, а печаль - эфира.

Природа элементов подобна цветам, светлые цвета делают их бледными, темные - глубокими и насыщенными. Так же обстоит дело и с эмоциями: свет разума заставляет их увядать, а недостаток разума делает их глубоко ощущаемыми. При свете влияние элемента земли порождает осторожность. Влияние воды при свете - благодушие, огонь в сочетании со светом - задор, воздух в сочетании со светом - радость, а эфир в сочетании со светом - покой.

Если вы поддадитесь эмоциям хотя бы раз, помните, что другие эмоции, которым поддаваться вы вовек бы не пожелали, также могут захватить вас, ибо энергия, которая надевает на себя в виде влияния различных элементов оболочку различных эмоций, одна и та же. По сути дела, есть только одна эмоция. Управляя собой, мы управляем всем, что есть в мире.


6. Строение ума

Ум состоит из пяти способностей. Даже на руке у нас по пять пальцев, физический мир состоит из пяти основных элементов. И так же как эфир является элементом, отдельным от земли, воды, огня и воздуха, но все таки содержит в себе все эти элементы, так и та способность, что мы называем сердцем, отделена от остальных четырех, но все-таки содержит в себе те четыре способности.

Особой задачей сердца является чувствовать и производить из себя эмоции. Вторая способность - это ум, его задача - думать и производить мысли. Третья способность - это память, ее задача - собирать и хранить впечатления. Четвертая способность - это рассудок, его задача - различать и решать. Пятой способностью является эго, которое заставляет человека думать о самом себе и обо всем ином как об отдельных сущностях.

Слово "сердце" в метафизике означает главный центр ментального плана. Кусок плоти, что мы называем сердцем - это чувствующая часть внутри нас, которая ощущает воздействие любой радости и боли ранее любого другого органа. И из этого центра дыхание проводит работу по распространению всей энергии по физическому телу. Поэтому и суфий действует через этот центр физического тела, когда желает впечатлить свое абсолютное "Я" определенной мыслью. Однако наивысшее развитие заключается в очищении с помощью мистического процесса пяти упомянутых ранее способностей и в управлении ими.


7. Влияние ума на тело и тела - на ум

Трудно с первого раза сказать, создается ли ум впечатлением от нашей внешней части или наше тело образуется впечатлением от нашей внутренней части, которая образует тело. В действительности, каждое делает свое дело: тело создает ум, а ум создает тело. Ум производит сильное впечатление на тело, а тело производит отчетливое впечатление на ум. Мысль о болезни приносит болезнь в тело, а мысль о молодости и красоте развивает эти качества. И в то же самое время чистота тела помогает принести чистоту в ум, сила тела дает храбрость уму.

Каждое изменение в мышцах и силуэте тела происходит под влиянием ума. Другими словами, ум рисует картину тела, своего носителя в жизни. Гнев, ненависть, предрассудки, горечь и злые мысли действуют на физическое "я" еще до того, как проявятся сами. В своих мышцах, чертах лица человек выказывает свою глупость, которую невозможно завуалировать от глаз видящего. То же самое с любовью, добротой, уважением, сочувствием и всеми добрыми мыслями и чувствами. Все показывает себя в лице и форме и дает доказательство правоты против тысяч обвинений.

Грех и добродетель не оказывают никакого воздействия на человека, если ум не принял этих впечатлений. Также не повлияют на внешнее тело ни хорошие, ни плохие мысли, если впечатления от этого будут немедленно стираться в уме. Мудрецы на Востоке поэтому и овладевают концентрацией, чтобы с ее помощью стирать то, что нежелательно, так как человеку свойственно ошибаться. Но человек достигает такой силы, аккумулируя в уме только хорошее, что таким образом зло, естественно, вытесняется. Постоянно практикуясь в этом, человек становится мастером.


8. Душа сама по себе

Душа сама по себе - это не что иное, как сознание, которое всепроникающе. Но когда это сознание становится ограниченным, попав в окружение элементов, в этом состоянии плена оно называется душой.

Китайцы, при описании души, используют сравнение с пчелой. Это символ, на самом деле означающий глаз, зрачок которого подобен пчеле. Другими словами, природу души можно изучать на примере естества глаза. Все предметы, представляющиеся глазу, отражаются в нем на краткий миг, а когда глаз поворачивает в другую сторону, отражения уже нет. Он получил его лишь на миг.

Такова и природа души. Молодость, старость, красота, уродство, грех или добродетель - все это предстает перед душой в процессе физического или ментального существования, а сама душа, заинтересованная в отражении, может на какое-то время увлечься отраженным объектом, привязаться к нему. Но как только душа отворачивается прочь она освобождается от него. Амир Минаи, индостанский поэт, говорил: "Как бы крепко меня ни держали земные связи, разорвать их можно быстрее чем за миг. Я порву их, повернувшись в другую сторону".

Каждое переживание на физическом или на астральном плане, это всего лишь сон, проходящий перед душой. Считать это переживание реальным - невежество. А происходит так, потому что душа не может видеть себя, так же как и глаз видит все, кроме себя. Поэтому душа отождествляет себя со всем, что видит, и меняет самоотождествление с переменой постоянно меняющегося видения.

У души нет ни рождения, ни смерти, ни начала, ни конца. Грех не может затронуть ее, равно как и добродетель - возвысить ее. Мудрость не может вывести ее на свет, а невежество - затемнить. Она всегда была и всегда будет. Она - сама сущность человека, а все остальное - это ее покров, подобный плафону на лампе. Раскрытие души происходит ее собственной силой, что завершается ее прорывом через путы низших уровней. Она свободна по природе и ищет свободы, находясь в заточении. Все святые в мире стали такими, освободив свою душу. Ее свобода - это единственная цель, что есть в жизни.


9. Душа и ум

Душа и ум - это то же самое, что вода с солью. Ум происходит из души так же, как соль - из воды, и приходит время, когда ум растворяется в душе, так же как соль растворяется в воде. Ум является производным души, так же, как соль является производным воды. Душа может существовать без ума, но ум не может существовать без души, но душа чище без ума и она укрыта умом.

Ум, покрывающий душу, подобен плафону лампы, грешный ум делает душу грешной, добродетельный ум делает душу добродетельной - не по природе, но по воздействию. Так красный плафон делает свет красным, а зеленый - зеленым, хотя на самом деле свет ни красный, ни зеленый; он вообще не имеет цвета, цвет - это только его одеяние.

Душа становится счастливой, когда в сердце есть счастье, и она становится жалкой, если в мыслях - убогость. Душа высоко возносится высотой воображения. Душа исследует глубины глубиной мысли. Душа постоянно движется с движением ума, и она обретает покой, когда мир находится в состоянии покоя. Ничто из вышеперечисленных состояний ума не изменяет истинную природу души, но какое-то время кажется, что это так. Душа - это райская птица, вольный обитатель небес. Ее первой тюрьмой является ум, второй - тело. Там она становится не только ограниченной, но и плененной. Все стремление суфия в жизни - это освободить душу из плена, что он и делает, завоевывая ум и тело.


10. Душа вместе с умом и телом

Тело - это носитель ума, созданный умом; так же как и ум - носитель души - сформированный душой. Тело, другими словами, можно называть носителем носителя. Душа является личностью и характером обоих. Ум кажется живым, но он живет не своей жизнью, а жизнью души. То же самое происходит с телом, которое кажется живым из-за контакта с умом и душой; но когда оба отделяются от нее, оно становится трупом.

На вопрос, действует ли ум на тело или тело действует на ум можно ответить таким образом: естественно, ум должен действовать на тело, но обычно тело действует на ум, так происходит, когда человек пьян или когда у него умственное расстройство от лихорадки. Таким же самым образом можно понять соотношение души и ума: естественно, душа должна действовать на ум, но обычно ум действует на душу.

Ум перед душой не может создать ничего кроме иллюзии радости или горя, или знания, или незнания. А все, что может сделать тело для ума, это вызвать легкую путаницу на какой-то момент, исполнить свое собственное желание без контроля со стороны ума. Поэтому все греховное, злое и неверное - это то, что насильно было введено от тела в ум, а из ума - в душу; а все, что добродетельно, хорошо и верно - это то, что идет от души к уму, а от ума - к телу. В этом и заключается истинный смысл молитвы Христовой: "Да пребудет воля Твоя, как на земле, так и на небесах". Другими словами, это означает, что "тому, что Ты замыслил в душе, будет подчиняться ум, а тому, что Ты вложил в ум, будет подчиняться тело". Таким образом, тело не может стать повелителем ума, а ум не может стать повелителем души.

Душа - это наша реальная сущность, при помощи которой мы понимаем и сознаем собственную жизнь. Когда тело, вследствие того, что потеряло силу и магнетизм, утрачивает связь с умом, наступает кажущаяся смерть - то есть та, которую все называют смертью. Тогда опыт жизни души остается только на одном носителе, который называется умом и который содержит в себе свой собственный мир - фотографии опыта на земле, на физическом уровне. Если он полон радости, тогда он становится раем, и адом - если наполнен печалью. Слабость ума, когда он утрачивает связь с душой, становится чистилищем. Когда ум теряет эту связь - для души наступает конец света. Но сама душа жива - это дух вечного Бытия, и у нее нет смерти. Она вечная.

 

начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект