начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект

собрание сочинений

Хазрат Инайят Хан (1882-1927)

Метафизика (2004)

Метафизика

Опыт души

1. Опыт души, получаемый при помощи тела

Душа получает опыт жизни как при помощи ума, так и при помощи тела. Без посредничества ума тело не смогло бы действовать так, как надлежит носителю души. Если коротко, ум - это носитель души, а тело - это носитель ума. Многие полагают, что мозг думает, а сердце чувствует, но на самом деле мозг дает возможность уму думать конкретно, а физическое сердце дает возможность сердцу, то есть фактору чувства, чувствовать ясно.

Душа стоит отдельно, как зеркало, в котором отражается любое действие ума и тела. Душа выполняет свою цель при помощи этих носителей, ту цель, что была поставлена ей еще до начала ее проявления. Насколько велика эта цель, настолько велика и сила, которую душа прикладывает к ее выполнению. И насколько красива эта цель, настолько красивым становится и разум для ее выполнения. Об этом очень хорошо сказано у Саади: "Каждая душа рождается для определенной цели, и свет этой цели горит в той душе".


2. Опыт души, получаемый при помощи других существ

Здесь мы прежде всего должны понять, что душа - это неделимая часть всеобъемлющего сознания. Она неделима, потому что она - абсолютный Сущий, она целиком заполнена всем Существованием, часть которого отражает определенное имя или форму и начинает в большей степени осознавать объект, отраженный в ней, чем другие объекты. Наш ум и тело, отразившись в части всеобъемлющего сознания, делают эту часть сознания индивидуальной душой, которая в действительности является универсальным духом. Эта индивидуальная душа получает опыт внешнего мира при помощи тел, отраженных в ней, а именно нашего ума и тела.

Если мы подумаем о каком-то предмете или существе, забывая о самом себе, то этот предмет или существо отражается в нашей душе. Мы сами становимся этим предметом или существом, которое отражается в тот момент в нашей душе, и об этом предмете или существе, отраженном в нашей душе, мы знаем более чем о своем Я, которое в действительности не является нашим Я.

Именно эта тайна объясняет телепатию, чтение мыслей, наваждение духов и общение с духами. Сфокусировав нашу душу при помощи воспринимающего ума на ум другого человека, мы читаем его мысли. Сфокусировав нашу душу при помощи выражающего ума, мы посылаем телепатическое сообщение. Когда дух фокусирует свою душу при помощи выражающего ума на ум другого человека, он делает его одержимым. Когда мы фокусируем нашу душу при помощи выражающего ума, мы общаемся с духом по ту сторону и помогаем ему. А когда мы фокусируем нашу душу при помощи воспринимающего ума на духах, мы получаем послания от них.

Мы можем учиться у муршида, вдохновляться пророком, или у озаренного божественным светом, не учась, без всяких упражнений и усилий с нашей стороны, если мы только знаем, как правильно фокусировать свою душу в желаемом направлении.


3. Опыт души, получаемый при помощи других предметов

Пока душа не пробудилась для своего величия, она полна бедностью, вызванной ее ограниченностью. Вещи, от которых человек зависит в жизни, и вещи, которыми человек восхищается и которыми желает обладать, кажутся слишком далекими, чтобы он их смог достичь, - не потому, что у его души короткие руки, но потому что душа - пленница и знает только лишь как управляться с материальными руками, которые не превышают ярда в длину.

Другая причина разочарования души в жизни состоит в том, что она отделяет себя от вещей и существ вокруг себя, концентрируясь на ограниченных носителях - уме и теле, сфокусированных на ней, посредством которых она получает опыт жизни. Она называет их "мое человеческое я", тем самым ограничивая свою далеко идущую силу и разум.

Когда душа пробуждается, нет существа, нет вещи вне ее досягаемости, и как только она становится более способной видеть посредством человека, с того момента она становится способной видеть сквозь и через вещи. Таким образом душа видит сквозь все предметы, знает, как их использовать, их назначение в жизни; и она использует их в жизни наилучшим образом.

Душа не только познает предметы и тайну их природы, но она также может привлекать вещи; она может строить и разрушать, ее сила становится гораздо большей, чем можно это объяснить словами.

Те, кто не видит, а верит во внешние доказательства, - для них душа словно мертвая, и они настолько ограничены сами, насколько ограничено их тело. Те же, кто осознал Бога, всезнающего и всемогущего, кто осознал Его силу и разум в своей душе, они, согласно своей эволюции и силы в жизни, наследуют силу и разум нашего небесного Отца. Руми говорил: "Земля, вода, огонь и воздух кажутся предметами человеку. Но для видящего они - живые существа, готовые в любой момент выполнить приказ нашего Господа, Бога вселенной".

4. Опыт души, получаемый при помощи ума

У ума есть пять способностей: способность чувствовать (сердце), способность думать (ум), способность рассуждать (сознание), способность помнить (память), способность к самоопределению (эго).

Душа подобна свету в этой комнате с пятью углами, ибо душа воспринимает чувства, мысли, память, разум и идентичность, и отождествляет себя с ними. На самом деле она отделена от них. Изменение мысли или чувства не меняет душу. Но так как душа не может видеть себя, она думает при помощи эго: "мне грустно", "я радуюсь", или "я помню", или "я забыла". Душа не является всем этим; все это работа ума, но так как душа себя не видит, она отождествляет себя с тем, что видит на тот момент.

На самом деле свет души поддерживает ум в рабочем порядке. Когда ее свет чем-то накрывают, в жизни наступает путаница, а вся интуиция и вдохновение приходят, когда душа открывает свой свет. Когда ум не в порядке, душа не может правильно понимать вещи. Ум - словно телескоп перед душой. Поэтому необходимы обе вещи: ум, находящийся в порядке, и душа с совершенной фокусировкой на уме.


5. Опыт души, получаемый от других существ

Ум подобен зеркалу, и каждая мысль, приходящая на ум, отражается в этом зеркале. Если зеркало с каким-то отражением будет направлено на другое зеркало, в том зеркале появится то же самое отражение.

Так же происходит и с умом. Для мистика, который развит достаточно, и делает все правильно, это простая задача - получить отражение ума другого или отбросить отражение собственного ума на ум другого. Первое называется чтением мыслей, а второе - ментальным внушением, и, развивая эту силу, человек сможет общаться не только с живыми, но и с духами. Вопрос здесь в том, кто должен это делать, а кто нет. Идти в толпу маленькому ребенку не советуют, но это не значит, что то же самое должно быть применено к взрослому человеку. Следовательно, этому могут учиться неэгоистичные и мудрые, дабы эти достижения можно было бы использовать наилучшим образом.


6. Опыт души, получаемый при помощи сердца

Сердце подобно плафону лампы, укрывающему свет души, и ее различные эмоции - это различные цвета этого плафона. Каждая эмоция создается определенным элементом. Получая опыт жизни при помощи сердца, душа в тот момент думает: "мне грустно", или "мне радостно", или "страшно", или "смешно". Фактически это мгновенный опыт. Когда влияние одного элемента меняется, эмоция прекращается и душа остается такой же чистой, как и была раньше. Ничто не касается ее. Она чиста от природы и чистой всегда останется. Если десять человек по очереди будут смотреться в зеркало, оно покажет каждому отражение его лица и останется достаточно чистым, чтобы принимать каждое другое отражение. Под конец зеркало останется таким же чистым, как и раньше, - ни одно лицо, что отразилось в нем, не оставило на нем отпечатка.

Существует девять различных эмоций, которые душа переживает при помощи сердца и на которые влияют соответствующие элементы. Это:



Эмоции Элементы
Юмор Воздух
Радость Эфир
Печаль Земля
Страх Эфир и Воздух
Жалость Вода
Храбрость Огонь и Воздух
Равнодушие Эфир, Огонь и Земля
Страсть Огонь
Гнев Огонь и Воздух


7. Опыт души, получаемый при помощи сердца другого человека

Душа иногда получает опыт жизни при помощи сердца другого человека. В случае с живущим человеком это можно сделать, только когда он стал мастером гармонии и концентрации. Но дух, который покинул свое тело на земле и перешедший по ту сторону, становится мастером, ибо у него становится одним носителем меньше - из того множества носителей, которые держат дух в плену.

Секрет получения опыта при помощи сердца другого человека заключается в том, чтобы сфокусировать свое сердце на сердце другого. Это легко сделать при помощи любви, а иногда - концентрации, однако сочетание концентрации и любви позволяет овладеть этим. Сердце изображается мистиками в виде зеркала, и как отражение одного зеркала может отразиться в другом зеркале, так же происходит и с сердцами. Сердце, которое принимает отражение от другого сердца, не должно иметь других отражений, то есть в то время оно должно быть очищено от всех прочих мыслей и чувств. Однако сердцу, что будет направлять отражение, предстоит сыграть гораздо более трудную роль. Оно должно иметь силу послать свое собственное отражение через сердце, а оно может быть наполнено другими отражениями.

Поэтому читать мысли другого или знать чувства другого не так трудно, как посылать кому-либо мысли или выразить свое чувство. Это требует силы воли, хорошей концентрации, а также знания правильного способа направления отражений с тонкостью или чистотой мысли и чувства.


8. Опыт души, получаемый при помощи духа

У души есть две разных стороны и два разных переживания. Одна сторона - это опыт, полученный при помощи ума и тела, а другая сторона - это опыт духа. Первый называется внешним опытом, а второй - внутренним. Природа души подобна стеклу, она прозрачна; а если одну сторону стекла закрыть, оно становится зеркалом. Так же и душа становится зеркалом, в котором - если закрыть ее одну сторону - отражается внешний опыт.

Вот почему человек, хотя бы и в величайшей степени одаренный внешним знанием, не обязательно одарен знанием внутренним. Чтобы прийти к внутреннему знанию, суфий закрывает одну сторону души для того, чтобы ее зеркало повернулось к духовному миру, вместо мира внешнего. Как только ему это удается, он получает вдохновение и озарение.

Есть люди, которые по натуре интуитивны, их иногда называют медиумами и ясновидящими. Это объясняется тем, что та сторона их души естественно обращена внутрь, к духу. Их можно назвать экстраординарными людьми или исключениями, но не мистиками, ибо мистик не желает себе такого положения. Он, с помощью концентрации и медитации, обретает такое мастерство, что может прикрыть душу снаружи, чтобы получить отражение изнутри. И он может прикрыть душу изнутри, когда ему нужно получить полное отражение снаружи. Здесь желательно равновесие, а мастерство - это цель, которую надо достичь.


9. Опыт души, получаемый при помощи чужого духа

Душа получает опыт жизни при помощи собственного духа и также при помощи духа другого человека иногда сознательно, но в основном - бессознательно.

Не только в одержимости душа получает опыт духа другого человека, но напротив, дух другого человека получает от нас переживания нашего духа, находящегося в одержании. Чтение мыслей, знание чувств другого, получение симпатических впечатлений - все это является опытом нашей души, полученным при помощи духа другого человека.

Кроме того, бывают сны странного характера, мысли, которые нам не принадлежат, и различные чувства, что приходят к нам без причины. Это все не что иное, как опыт, полученный нашей душой при помощи духа другого человека. Сознательно такой опыт получить трудно, хотя часто мы получаем его несознательно. Человек, который сознательно может получать такой опыт, решил одну из величайших проблем жизни, ибо, чтобы это сделать, он должен был бы стереть ограниченную индивидуальность со своей души. Он уже готов к путешествию к совершенству, ибо со временем его душа становится душой всех.


10. Опыт души, получаемый при помощи абстрактного

Все, что проявляется перед умом, а именно мысли и чувства, со временем рождается на поверхности в мире действия, где их называют деяниями. И те, кто не видит их, иногда не имеют никакого представления о совершенно различных формах, которые они примут в своем внешнем проявлении.

Иногда они появляются перед глазами человека, а иногда они проявляются незамеченными. Те, кто погружаются глубоко в себя, когда они касаются плана абстрактного, постигают то, что только готовится проявиться через ум человека на поверхности. Но примитивное состояние этих вещей будет настолько неразличимо даже для видящего, до тех пор пока он не будет знать языка той сферы, он не сможет понять, что передает его опыт, хотя эти вещи, вне всякого сомнения, реальны в своем действии. Это так же трудно, как читать линии судьбы.

В суфийской терминологии такой опыт называется анвар и ансар. В них заключается секрет пророчества. Первый опыт постигается ушами души, так сказать, ибо первый опыт - слуховой, тогда как второй - визуальный. И все-таки он не так ясен для слуха, как для зрения. Слуховой опыт называется яснослышанием, а визуальный - ясновидением, только эти слова неверно используются теми, кто ложно заявляет о таком опыте.

 

начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект