начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект

собрание сочинений

Хазрат Инайят Хан (1882-1927)

Метафизика (2004)

Метафизика

Судьба души

1. Путешествие к цели

У людей разные мотивы получения знаний. Некоторые обретают их, чтобы заработать власть, оккультные или экстрасенсорные способности, некоторые - для вдохновения, некоторые - из любопытства, чтобы посмотреть, есть ли действительно что-нибудь за стеной, что стоит между человеческим восприятием и незримой жизнью.

На самом деле ни один из этих духовных мотивов не является истинным, для обретения духовного достижения. Жизнь в этом мире можно уподобить путешествию, а истинное желание души состоит в том, чтобы достигнуть цели. Душа - это точка, где начинается жизнь и где она заканчивается, и все религии в различные времена учили человека пути, который казался наиболее желательным, пути, который сделал бы его путешествие простым и радостным. Кто-то едет в Мекку на коне, кто-то - на верблюде, а кто-то идет пешком. Опыт и радость каждого различны, хотя все идут к одной и той же цели. Так же и у нас. Все добродетельные и зловредные, умные и глупые, что есть среди нас, идут по одному и тому же пути и в конце достигают одной и той же цели. Разница в том, что одни идут с закрытыми глазами, а другие - с открытыми, одни - верхом на слоне, а некоторые - уставшие и изможденные - идут пешком.

Поэтому мистики пытаются при помощи практики и изучения глубинной стороны жизни сделать путь этого жизненного путешествия мягким. Амир говорил: "Осторожно, о путники! На этой дороге много красивых мест, а вдоль нее стоят разбойники и воры". Истинные разбойники и воры - это наши привязанности и соблазны, что воруют у нас жизнь, каждый момент которой - бесценная привилегия, тем самым принося нам всевозможные разочарования и горести, - а они не естественны и не принадлежат нам. Дорога этого путешествия находится внутри нас - подобно тому как ширина пространства, удерживаемого нашими глазами кажется не превышает дюйма, но все же в них могут отразиться мили горизонта.

Такова истинная природа души. Она так широка. А еще есть путь, ведущий от тела к душе, от человека к Богу. Человек, сидящий у ворот, будет там сидеть, пожалуй, тысячу лет, но никогда не приблизится к цели. Но тот, кто оставляет ворота позади и идет вперед, достигнет цели - при помощи созерцания и медитации.

Цель суфия - это не власть или вдохновение, хотя они приходят к нему по мере продвижения вперед. Его единственная цель - идти по дороге, пока он не дойдет до конца. Его не страшит, сколько это может занять времени, его не беспокоит то, какую жертву ему придется принести. Он желает только одного, будь это Бог или цель, достижение которых является его совершенством.


* * *

Хотя кто-то и видит у различных людей различные желания, все-таки если он будет изучать их внимательно, то обнаружит, что все они являются различными тропками, ведущими к одной общей цели. Когда он это поймет, его обвинения, жалобы и придирки исчезнут сразу же. Однако у человека есть природная склонность искать самый быстрый и легкий путь к достижению желаемой цели, а также есть склонность делиться своим удовольствием, счастьем и комфортом с другими, и это все побуждает пророков и реформаторов помогать человечеству на его пути к цели. Те, кто следуют по их стопам, но забывают эту мораль, тянут людей за шею, заставляя следовать за ними, и это приводит к вырождению религий.

Христос говорил: "В доме моего Отца много домов". Пророк сказал: "У каждой души своя собственная религия". А еще есть изречение на санскрите, которое, возможно, введет в заблуждение тех, кто не понимает его, но которое значит то же самое: "Сколько душ, столько и богов".

Поэтому суфия никогда не волнует, изберет ли человек путь ислама или кафира, его также не беспокоит, каким путем идет человек - путем праведности или путем зла. Ибо каждый путь кажется ему ведущим к цели, один - быстрее, другой - медленнее, один - с трудностями, другой - с легкостью. Но те, кто следует за ним добровольно, доверяя его чувству товарищества, те являются его мюридами и называют его муршидом, а он ведет их не обязательно по той же самой дороге, что выбрал для себя, но по дороге, наиболее пригодной для них.

На самом деле цель уже находится там, где начинается путешествие. Это называется путешествием, но это цель в начале и в конце. Абсурдно говорить: "Я слишком испорчен" или "Я слишком неразвит, чтобы дойти до назначения", или думать: "Сколько же жизней пройдет до того, как я стану готовым, чтобы приблизиться к цели". Суфий говорит: "Если у тебя есть храбрость и если у тебя есть чувство, иди вперед. Если ты сейчас на земле, твоим следующим шагом будет небо". Суфий думает: "От смертности к бессмертию я повернусь так быстро и так легко, как я поворачиваюсь во сне".


2. Цель жизни

Глубокое изучение всего показывает видящему, что за всем стоит какая-то цель. Но если бы можно было заглянуть за каждую цель, то показалось бы, что там нет никакой цели. Эта граница называется Стеной Улыбок, которая означает, что все цели в жизни, кажущиеся на данный момент такими важными, блекнут, как только человек посмотрит на них с той высоты, что называется Стеной Улыбок.

Но насколько глубоко можно проследить цель жизни, кажется, что есть одна конечная цель, действующая на всех уровнях жизни и проявляющаяся на различных уровнях существования. Это как если бы Знающий, обладая своей способностью знать, находился во тьме, желая узнать что-нибудь, и вот для того, чтобы узнать что-нибудь, Он создал все сущее. Опять же, именно желание Создателя и было той силой, что создавала. И также материализовавшаяся субстанция духа, часть Его самого превратилась в творение, оставив Создателя за собой как абсолютный Дух, постоянно сознающий и испытывающий жизнь через различные каналы, некоторые из которых развиты, а некоторые не развиты для этой цели.

Знающий при помощи Своего последнего творения, человека, понимает и узнает больше, чем при помощи любого другого канала знания, такого как птица, зверь, червь, микроб, растение или камень. Этот единый Дух, получающий опыт по различным каналам, вводит в заблуждение Себя из-за заблуждения различных существ, и это есть то заблуждение, которое называется индивидуальным эго. Поэтому Он испытывает в своем заблуждении две вещи: боль и удовольствие. Удовольствие от опыта некоторого совершенства и боль от недостатка его. Покуда покрывало этого заблуждения закрывает Ему глаза, Он знает, но все-таки и не знает. Это иллюзия. Он получает опыт от всех вещей, но все еще находится в замешательстве. Но со временем, когда эта вуаль станет тоньше и Он начнет видеть сквозь нее, то первое, что придет Ему в голову, - это будет великое удивление, а затем будет знание, приводящее к угасанию тщеславия, что и является целью жизни.


3. Самореализация

Жизнь, которая вездесуща и всеобъемлюща, разделяет себя по мере того, как движется к проявлению, так же как и свет разделяется, когда посылает свои лучи. И хотя изначально в этом нет никакой цели, любая деятельность и все виды деятельности, если их сложить вместе, образуют цель или цели. Другими словами можно сказать, что цель идет после деятельности, а не до нее, а если кажется, что она появилась раньше, то это результат предыдущей деятельности. Например, наши глаза созданы, чтобы видеть, но на самом деле так происходит потому, что глаза могут видеть, ибо зрение - это предназначение глаз. Это, конечно, слабый пример, ибо небытие предназначения нельзя проследить в объектах видимых и понятных, его можно проследить только в начале вещей.

Результат всего проявления кажется знанием, поэтому только знание можно называть целью всего создания. Это не то знание "почему" и "где", что может быть целью жизни, но это то знание, что дает полное удовлетворение. Там у существа не остается ни одной части, которая голодна. В знании того, что знающий никогда не сможет выразить словами, есть чувство вечного удовлетворения.

Именно такое знание мистики называют самореализацией или самоосуществлением. Оно же признается некоторыми религиозно настроенными людьми как богосознание, а философским умом - как космическое сознание. Это знание, которое самодостаточно, и в те моменты, когда душа удерживает это знание перед глазами, ни боль, ни страдания, ни слабость, ни печаль, ни смерть не могут к ней прикоснуться. Ради этого знания был создан весь мир, и этим знанием цель души на земле будет выполнена.


4. Божественный свет

Мистическая концепция, утверждающая, что вся жизнь - это божественный свет и все творение создано из этого света, который является светом Бога, имеет свои доказательства во всех формах творения. В горах и в скалах у нас нет необходимости отделять или разделять камни. Это показывает, что в царстве минералов жизнь развивается коллективно. Эволюция может явить что-то отдельное в царстве растений, и так же как любое дерево можно назвать одним, то и каждый лист, цветок и плод можно назвать одним. Цветок можно назвать одним, деревья и растения, что с ним рядом, можно назвать одним, так же как ветви и траву. Развитие коллективно, но все-таки оно показывает нечто отдельное.

Отдельное можно заметить у зверей и птиц, но индивидуальность обнаруживается только у человека. Все это показывает природу света, то есть от источника, от которого исходят лучи света, - они не исходят поодиночке, отдельно друг от друга, это коллективный свет. С каждым шагом вперед он разделяется до тех пор, пока под конец не примет форму отдельного луча.

У света есть две тенденции: открывать себя и удаляться, что можно уподобить рождению и смерти. Также у него есть тенденция суживаться и расширяться. Это то же самое, что и первая тенденция, только в другом направлении. Первая движется вертикально, а вторая принимает горизонтальное направление, и это именно та идея, которая символически обозначается крестом.

Эти тенденции можно видеть в каждой форме, в ее длине и ширине. В жизни есть определенное время, за которое молодой человек становится высоким. После этого предела рост продолжится в другом направлении. Поэтому душа - это точка коллективного света, которая стоит отдельно от других точек, а уход каждого луча внутрь дает ему возможность слиться с коллективным светом и жизнью.


5. Душа

Слово "душа" используют разные люди и в разных смыслах, но способ связи души с телом доказывает, что она божественна. Поэтому суфийская концепция души состоит в том, что душа является божественной частью в человеке. Огонь, что исходит от угля или дерева, в действительности является частью солнца, которая есть в нем. И когда качества души поднимаются в сердце человека и проявляются, это доказывает, что поднимается в нем божественная часть, подобно пламени в огне.

Душа есть во всех объектах как в предметах, так и в существах, но когда ее признают душой, тогда она душой и становится. Именно о такой душе говорил один персидский суфий: "Бог спал в царстве минералов, дремал в царстве растений, проснулся в царстве животных и самоосознался в человеке". Это описание души, начинающейся в проявлении как одно и проявившейся в многообразии.

Причина, почему человек не может видеть душу, заключается в том, что это душа видит все, и душе придется раздвоиться, чтобы себя увидеть, а так быть не может. Подобно тому как понимание сознания приходит при осознавании чего-либо, так же как разум понимается знанием вещей, то и существование души можно доказать только чьим-нибудь существованием. Та часть, которая существует в человеке или которая делает его существующим, та часть, которая видит, постигает, воспринимает и сознает все, будучи при этом отдельной от всех, и есть душа.


6. Судьба души

Судьба души с умом и телом - это моментальный опыт, если его сравнить с вечной жизнью души. Душа, вместе с умом и телом, подобна трем путникам, идущим вместе. Разница между ними в том, что один зависит в своей жизни от двух других - это тело, другой зависит в жизни от одного - это ум, а третий в своей жизни не зависит ни от того, ни от другого - это душа. Вот поэтому духовный человек, который понимает бытие не только как тело и ум, но и как душу, не зависящую от тела и ума, достигает вечной жизни. Но ради опыта жизни внешней душа зависит от ума, а ум - от тела.

Нет такого объекта или существа, у которого бы не было души, однако слово "душа" используется в обычном языке только для тех существ, что сознают свое индивидуальное бытие. Душа - это свет, ум - это мебель, а тело - это комната. Мебель может быть где угодно, а комната - это подходящее место для нее; но без света и комната и мебель окажутся бесполезными; и жизнь существовать без души не будет.

Ум создается душой, но душа не зависит от ума, так же как и тело создается умом, но ум в своей жизни не зависит от тела. Жизнь тела мы называем жизнью на земле, жизнь ума мы называем жизнью после смерти, а жизнь души - вечной жизнью. Тот, кто живет с телом, умирает с телом, тот кто живет с умом, будет жить с умом, но умрет со смертью ума, а тот, кто живет с душой - будет жить вечно. Тот, кто живет со своим индивидуальным "я" будет жить столько же, сколько его индивидуальное "я" будет жить - здесь и после смерти; а тот, кто живет с Богом, будет жить вечной жизнью Бога. Нанак говорит, что зерно спаслось от жерновов мельницы, оказавшись в центре. Так и поклоняющийся, живущий с Богом, спасается от смерти.


7. Связь души с умом и телом

Душа - это зачинатель и создатель ума, а ум - это зачинатель и создатель тела. Душа создает ум из себя, но полностью ум создается после образования тела, а душа становится духом после образования ума. Душа держит ум, а ум присоединяется к душе подобно тому, как ум удерживает тело, и тело присоединяется к уму. Душа удерживает ум до тех пор, пока его деятельность конструктивна, другими словами, душа удерживает ум до той поры, пока он вовлечен в креативные цели.

Когда деятельность души принимает другое направление, она отстраняется от ума, и до тех пор, пока ум имеет силу, он цепляется за душу, хотя, когда не остается ни одной части души, за которую можно бы было держаться, он истощается. Это можно заметить, когда пожилой и больной человек начинает терять свою память и интерес к мышлению, разговору или слушанию.

Так же ум работает с телом. Когда ум, по той или иной причине, отстраняется от деятельности, тело отсоединяется от него, ибо оно теряет точку соприкосновения с умом. Но если тело все еще остается сильным и здоровым, оно цепляется за ум; но скоро истощается и оно, а это вызывает болезнь и смерть. Смерть в основном вызывается уходом души и ума; редко случается так, что она вызывается телом, его слабостью или расстройством. Когда деятельность души и ума конструктивна и направлена внутрь, тело продолжает жить и с болезнью, и с расстройством; а случаи, когда люди живут с болезнью и болью годами - доказательство тому.


8. Излучение души

Феномен излучения души заметен каждому изучающему человеческое тело. Когда душа оставляет тело, оно, со своим совершенным механизмом, теряет силу, магнетизм, красоту и живость. Это доказывает, что сила, магнетизм, красота и живость принадлежат душе, но так как они выражаются при помощи тела, человек приписывает их физическому телу.

Если мы рассмотрим руку, мы увидим, что она не такая мощная по весу или силе, если сравнить ее с тем весом, который она может поднять. Это доказывает, что не рука поднимает вес, а что-то за ней. А также человек может заметить, что физическая сила - это не единственная сила, а реальная сила - это что-то еще.

Что касается магнетизма, то нет ни такого объекта, ни живого создания, которое бы обладало таким же магнетизмом, как человек. Магнетизм объектов привлекает человека, но внимательное изучение жизни показывает, что это объекты более привлекательны для человека, нежели человек привлекателен для объектов. Если бы они только обладали разумом, чтобы показать, насколько человек их привлекает, то этот факт стал бы ясен всем.

В Индии существует суеверие, что некоторые люди могут зажигать огонь лучше, чем другие, другими словами, по отношению к некоторым огонь более отзывчив. В случае с растениями и цветами истинность этого можно наблюдать чаще. Прикосновение чьей-то руки заставляет их увядать быстрее, чем прикосновение другой руки, а прикосновение некоторых людей, да даже взгляд, заставляет их умереть. Естественно, ни одно живое создание не может чувствовать магнетизм человека так, как человек, и все-таки даже птиц и зверей человек привлекает более, чем их собственный элемент. Магнетизм человека не обязательно относится к физическому телу; это его душа.

То же самое происходит с тем, что мы называем излучением, или яркостью. Это свет, нечто совершенно отдельное от физического тела, и никакая болезнь, слабость или возраст не могут убавить эту яркость, хотя здесь надо понимать, что болезнь всегда вызывается некоторым отдалением души от тела, или некой неспособностью тела удерживать свет души.

Иногда, вытягивая руки и тело, человек ощущает обновленную силу, и ясность приходит в его ум и тело. А иногда человек без всякой причины чувствует депрессию и боль и кроме того - лень, и никто не может понять причины того, разве что предположить, что это свет души закрывается или открывается. Когда он открывается, ощущаются живость и сила, когда закрывается, приходят депрессия, слабость и тьма. Зная это, мы можем осознать, что те, кто в жизни жертвует всяким удовольствием, богатством, комфортом или властью в поисках своей души - они оправданы, ибо потеря в поисках большего достижения - не обязательно потеря. Те, что становятся независимыми от физического тела посредством медитации, вне всякого сомнения, испытывают состояние величайшего блаженства и достигают вечной жизни.


* * *

Сердце человека подобно плафону над светом души. Когда он покрыт пылью, естественно, свет тусклый; когда его почистят, света становится больше. Фактически, свет всегда один и тот же; виноват только плафон, если он не чист. Когда это излучение светит вовне, оно проявляется не только во внешнем виде и в выражениях человека, но даже в его атмосфере. Эта сила души, так сказать, беспрепятственно светит наружу, и все окружение это чувствует. Излучение души - это не только сила, но также и вдохновение. Человек понимает лучше, меньше становится путаницы, а если он поглощен размышлениями о чем-то, будь это искусство, наука, музыка, поэзия или философия, он может получить ясное вдохновение, и ему открывается тайна жизни и природы.

Любовь - это наилучшее средство сделать сердце способным отражать силу души - любовь в смысле боли, а не в смысле удовольствия. Кажется, что каждый удар открывает в сердце дверь, из которой выходит наружу эта сила души. Конкретное ее проявление можно наблюдать в глубине голоса, в подборе слов, в форме предложения или фразы, каждое мгновение в позе, жесте, и особенно - в проявлениях человека, даже атмосфера говорит, хотя не каждому легко ее услышать.

Сердце можно уподобить почве. Почва может быть плодородной, а может быть и бесплодной пустыней, но та почва, что плодородна, приносит плоды. Именно ее и выбирают живые существа в качестве места жительства, хотя многие теряются на пустынных почвах и ведут там жизнь, полную горя и одиночества. Внутри человека есть обе эти почвы, ибо он - окончательное проявление. Он может позволить своему сердцу стать пустыней, где каждый живет в голоде и жажде, а может сделать его плодородной и плодоносной землей, где есть пища для многих голодных душ, детей земли, сильных или слабых, богатых или бедных, которые всегда жаждут любви и сочувствия.

 

начало | оглавление книги | словарь | поиск | проект