Библиотека


Выдержки из книги:

Инайят Хан

"Суфийское послание о свободе Духа"

БОГ

Возлюбленные Господа! Какова бы ни была ваша раса, каста, вероисповедание, национальность и религия, - все вы, без различия, любимы Господом. Вы можете верить или не верить в Высшее Существо для Него это безразлично. Во всех Его проявлениях безграничное милосердие Его изливается одинаково на друзей и врагов.

"Для благочестивого наблюдателя каждый зеленый лист есть страница, свидетельствующая о могуществе Творца (Саади)".

Солнце, луна и звезды дают вам свет и с ним - возможность видеть весь этот дивный мир. Правильное чередование времен года поддерживает в вас здоровье и радостное настроение духа. Дождь помогает плодам и цветам расти для вашей пищи и удовольствия. А смена дня и ночи зовет вас то к груду, то к отдыху.

"Облако, ветер, все небо трудятся для твоего пропитания и дружно работают, чтобы ты вкушал хлеб свой с признательностью. И справедливость не позволяет тебе быть мятежным, раз все в этом мире стремится навстречу тебе".

Если вы станете изучать ваше тело, вы увидите, что это - механизм, сделанный в виде модели художественного мирового механизма. И ваше искусство и знание окажутся слабыми, ничтожными перед искусством и знанием вложенным в него. Возьмите для примера ваши глаза. Как драгоценны и необходимы они для вас, как искусно вставлены они в орбиты и как мудро защищены веками от пыли и разных посторонних тел. Веки смыкаются и закрывают глаза, чтобы защитить их, прежде чем зависимо от того, бодрствуете или спите вы успеете подумать, что это необходимо. Так как уши и нос... Как удивительно по форме и устройству своему соответствуют они той цели, для которой созданы. И, наконец, весь механизм вашего тела... Как умело и искусно он устроен! Он работает непрестанно, независимо от того бодрствуете или спите вы, и дает вам силу для жизни. Это явное доказательство мудрости природы. А как широко удовлетворяются ваши насущные нужды! Вам нужна пища - и она дается вам всегда, во всех условиях жизни.

Молоко готово было для вас в груди вашей матери даже еще прежде, чем вы появились на свет, оно же давалось вам и после, все время, пока вы не могли принимать никакой другой пищи. Вода нужнее пищи для вас, - и вот ее дано вам гораздо больше, чем пищи. Но больше всего нужен вам воздух, ибо без него нельзя жить, - и вот его столько, что вы можете достать его всюду, бесплатно и без всяких усилий. Разве этого мало для вас, чтобы ценить щедрость Творца и благодарить Его каждого минуту со смирением и признательностью, на какие вы только способны?

"Богу - слава! Чтить Его значит: приближаться к Нему. Возносить Ему благодарения - значить: еще больше призывать на себя Его благословения. Воздух, который мы вдыхаем, продолжает нашу жизнь, а тот, который мы выдыхаем, ускоряет ход ее. В каждом вздохе, поэтому, содержится два благодеяния, - и за каждое из них надо благодарить отдельно (Саади)" Он создал вас по образу и подобию Своему и сделал вас высшими из высших творений и гордостью мира (Ашраф-уль-Махлукат), давши вам величайшую власть над всеми другими творениями в обоих мирах, как сказано в Коране:

"Человеку мы подчинили все, сущее на земле".

В то же время Он, по милосердию Своему, дал вам лучшие человеческие свойства: доброту, благодарность, верность, справедливость, скромность, благочестие, сочувствие и уважение к ближним, храбрость, терпение, любовь, знание и мудрость. Это - явный признак того, что вы - истинная цель творения и возлюбленные Господа.

ПРИРОДА.

Могут возразить, что это сама природа, составные элементы ее, в бесконечном их проявлении, действуют своей собственной силой, ибо каждая причина имеет свое следствие, а это последнее является причиною для нового действия, - и так природа творит сама собою все новые и новые формы. На это можно дать только один ответ: все причины должны иметь какую- нибудь одну породившую их причину, т. е. "первопричину", которая и вызвала все их. Рассуждая логично, мы должны признать, что одна причина может иметь много следствий, а эти последние, в свою очередь, становятся вторыми причинами и вызывают свои следствия, передавая, таким образом свое действие дальше.

"В то время, как мыслители ищут второстепенных причин, мудрец же видит первопричину. Воздух, земля, вода - второстепенные причины. Предшествующая им, та, которая приводит их в действие и останавливает, - скрыта от нас.

ДВОЙНОЙ АСПЕКТ.

В догматическом учении суфиев два аспекта Высшего Существа называются "Зат" и "Сифат" - Познающий и Познаваемый. Первый есть Бог, второй - Мухаммад. Зат, будучи Единым в Своем Существе, может быть называем только одним именем. И это имя - Бог. А Сифат, будучи многообразным в четырех различных степенях своего проявления, имеет много имен. Сумма же всех имен его называется: Мухаммад. Зат и Сифат, в круговом своем движении образовали Абсолют при помощи восходящих и нисходящих своих сил, которые называются: "Назуль" и "Урудж", что значит: инволюция и эволюция. Назуль начинается от Зата и кончается в Зате, причем Зат отрицательная а Сифат - положительная сила.

Зат испускает Сифат из Своего Существа и поглощает его в Самом Себе. Это философское правило: ведь отрицательное не может утратить своих свойств отрицательного, отбрасывая от себя положительное, хотя положительное иногда и скрывает в себе отрицательное, как пламя скрывает в себе огонь. Положительное не имеет самостоятельного существования, но оно, несомненно, реально, ибо является отражением от реального. Оно - не иллюзия, как многие ошибочно думали. А если и есть какая иллюзия, она возникла вследствие невежественного человеческого понимания, которое упорно рассматривает Зат, как отделенный от Сифата, а Сифат, как независимый от Зата.

БОГОПОЧИТАНИЕ.

Спросим: "Почему мы должны поклоняться Богу? Разве теоретического знания Его природы недостаточно для высшего совершенства?" Ответ на это только один: "Нет! Конечно, нет!" Предположим, что вам известно значение понятий: доброта и храбрость, но если вы не добры и не храбры на самом деле, то, ведь вы не обладаете этими качествами. Одно и то же правило применимо везде: "одно лишь теоретическое знание предмета не доставляет вам совершенства в его области и не дает удовлетворения". Для осуществления знания вы должны применять его на практике. Как написанная музыка не может доставить вам удовольствия, пока не сыграна, - ни описание благовонного запаха не усладит вашего обоняния, ни рассказ о самых изысканных блюдах не удовлетворит вашего аппетита. Это ясно показывает, что и теоретическое знание о Боге не может дать вам полной радости и душевного мира. Вы должны "на самом деле" осуществить в себе Бога, или - другими словами - достичь такого состояния, которое даст вечное блаженство через восторг и преклонение перед красою природы и ее Первоисточника.

"Возлюбленный есть все во всем. Любящий только закрывает его. "Возлюбленный - все живущее. Любящий - мертв.

(Джелал-эд-Дин Руми).

СУФИИ.

Мудрецы, имевшие широкий кругозор и высшее понятие об истине, скрывали свои верования от непосвященного большинства людей и углублялись в духовную жизнь для высшего достижения неземной радости и покоя, начиная с тех пор, как на земле появились люди. Хотя они жили в различных частях мира, говорили на разных языках и с самого рождения своего исповедовали разные веры и религиозные учения, они узнавали и любили друг в следствии общности их понятий. Они называются: "Суфии". Слово это происходит от "Суфа", что значит: чистый (чистый от невежества, ханжества, догматизма, эгоизма и фанатизма, так же как от кастовых, вероисповедных, расовых, национальных или религиозных различий). Они веруют в Бога, как в Единое Существо и Абсолютное Проявление Его природы.

САМОПОЗНАНИЕ.

Природа, через Дух, сгущается в материю, а затем снова вытекает оттуда, проходя различные стадии. Человек, на самом деле, есть результат инволюции духа, а также и эволюции материи и, в конечном результате этого, он не что иное, как совершенства, на которой он может познать самого себя.

Ты - смертное существо
И ты же - вечен.
Познай себя в свете мудрости. -
Кроме тебя, нет ничего...

Человеческое существо, несомненно, вполне способно на это познание, но знать самого себя значит не только знать, что Я - Иван, Петр или Николай, что я малого, высокого или среднего роста, или знать, что я добр, зол и т. д. Знать самих себя значит изучить тайну нашего существа как в теории, так и на практике. Это значит, - знать: что вы представляете из себя по внутреннему своему содержанию; откуда вы произошли и для какой цели рождены вы на свет; будете ли вы жить в нем вечно или же ваше пребывание здесь временно; из чего вы состоите и какими качествами обладаете; принадлежите ли вы к числу ангелов, созерцающих красоты природы Божией, или к числу зверей, которые не знают ничего иного, кроме как есть, пить, веселиться, или же вы - один из демонов, занятых всяческим злом. Чтобы достичь самопознания, от человека требуется совершенство. Знать, что я - Бог, что мы - боги или что все есть часть Божества, - еще далеко недостаточно. Если бы этого было достаточно то каждый мог бы легко тогда сделаться совершенным, святым. Не все легко достигают того, что может быть достигнуто лишь паломничеством к небу, переходом через все стадии, отделяющие человека (проявление) от Бога (Единое Сущее). Другими словами, не всем нам дано познать и постичь себя от низшей до высшей ступени бытия.

ЛЮБОВЬ.

Величайший принцип суфизма: "Ишк-Аллах, Мабут-Аллах (Бог есть Любовь, Любящий и Возлюбленный)".

Когда "Ахад" (Единое Сущее) ощутил - свое "Вахадат" (единое существование) через собственное Свое сознание, тогда Его предрасположение к любви побудило Его проявить Себя в двух аспектах, чтобы Он мог любить кого-либо. Это сделало Бога Любящим, а проявление Его - Возлюбленным. Следующая затем перестановка делает проявление Любящим, а Бога - Возлюбленным. Эта сила любви производила свое действие путем многих эволюций и инволюций, оканчивающихся в человеке, который и был единственной целью Бога и на котором сосредоточилась творческая мысль Его. Двойной аспект Бога находит себе полное выражение в "Зат" и "Сифат", так же как в духе и материи, как в минеральном, растительном и животном царстве, как и в человеке. Здесь всюду ясно представлены два начала: мужское и женское, как два пола. Каждый образ в этом достойном удивления мире символизируется двойным аспектом Бога. Целое здание мира, внутри и вне, управляется силою любви, которая является иногда причиною, иногда - следствием. Это показывает, что Производящее и Производимое есть Одно, и это Одно - не что иное, как Любовь.

"Бог Любы есть (Евангелие)" "Церковь, храм или Каабу Камень, Коран или Библию, Или Кость Мученика - все это и больше того мое сердце может принять и вместить, С тех пор как религия моя - Любовь. (Абду-л-Лах).

"Суфии избирают путь любви и богопочитания, чтобы достичь своей высшей цели, ибо эта любовь привела человека из мира единства в мир разнообразия и та же самая сила может взять его вновь в мир единства из мира разнообразия".

"Любовь есть сокращение мира до единичного существа и распространение единичного существа даже до Бога. (Бальзак).

Любовь, это - такое состояние ума, в котором он погружается в бытие объекта любви; она порождает в любящем все человечные качества, как то: предание себя воле Божией, самоотвержение, покорность, доброту, нравственность, довольство, терпение, добродетель, спокойствие, мягкость, милосердие, сердечность, верность, благодарность, храбрость и т. д., благодаря которым человек приходит в состояние полной гармонии с Абсолютным. Она открывает ему также дорогу для пути через небо к высшей его цели.

Хотя любовь есть сладкое безумие, Она, все-таки, исцеляет все наши недуги. Святые и мудрые прошли через нее. Любовь взывает и к Богу, и к человеку.

Это духовное развитие заставляет индивидуального человека распуститься в океане вечной радости и вечного мира. Он достигает слияния с Богом, при котором исчезают даже самые понятия: Бог и человек.

СУФИЗМ.

Суфии, получившие духовное учение от всех пророков и руководителей в их времена, получили также и учение Мохаммеда в его время. Они назывались: "Сахаба-и-Сафа", - "Рыцари Чистоты". Постижение сущности учения Мохаммеда проложило суфиям дорогу вперед и поставило их во главе всего мира. Они уже не встречали тех помех, которые испытывали прежде со стороны невежественных классов народа. Это именно и дало им возможность достичь такого успеха. С тех пор успех сопутствовал им постоянно. Пророк правильно организовал мистический орден, который впоследствии доведен был до высокой степени процветания "Аллием" и "Суддихом". Жизнь их была необыкновенна по мудрости, благочестию, доблести, отрешению от всего земного и мягкосердию. Этот орден развивался после них благодаря их преемникам (которые назывались: Пир-о-Муршиды, Шейхи и т. д.), соединявшимся друг с другом, как звенья одной цепи. Духовная связь между ними весьма изумительна. Она была для них дивным средством для высшего духовного развития, подкрепляла единичные усилия. Это - внутренний ток божественного озарения, которое не раз испытано было выдающимися членами суфийского ордена. Так электрический ток пробегает через все соединенные между собою лампочки и зажигает их. Суфизм открыто исповедовался в Аравии в период "Сахабиев", "Табаинов" и "Таба-и-Табаинов". Их милосердие, благочестие, отрешение от мира и доблесть являются истинным доказательством преуспеяния их, как суфиев. Но наиболее заметные суфийские движения, произошедшие в позднейшие времена в Персии, снискали суфизму особое уважение именно со стороны персов. Поэтому многие ученые рассматривают суфизм, как персидскую философию. "Имам Газалли", "Джунд" и "Ферид-эд-Дин Аттар" взяли на себя руководство в деле распространения суфизма в мире, "Шамс Тебриз", "Джелал-уд-дин Руми", "Саади", "Хафиз", "Низами", "Джами", "Хакани", "Фирдоуси", "Омар Хайям", "Абд-уль-Аллах" и др. великие суфийские поэты твердо установили высокую репутацию суфизма своими полными вдохновения поэтическими произведениями о Божественной Мудрости. Творения Саади - "Гюлестан" и "Бустан" - единственные источники для просветления ума. "Диван" Хафиза раскрывает сердце для Божественной Любви. Поэма Джелал-уд-Дина Руми - "Маснави- и-Манави" - сразу настраивает душу приступить к достойному изучению Божественной Мудрости. Простота, нежность, мистические откровения и широкие взгляды этих авторов говорят очень многое мудрецу и весьма популярны в философском мире. Эти произведения были написаны по-персидски, но теперь уже переведены на многие другие языки. Они были самыми лучшими пособиями для воспитания человечества и изучаются ныне, как самые популярные на Востоке трактаты о Божественной Мудрости. Духовная сторона суфизма дивно представлена "Абд-уль-Кадазгом", "Джилани", "Мойнудином Чишти", "Бегавадином Накшбанди", "Шахабудином Сухраварди" и другими. Так как Индия всегда проявляла большой интерес к философии, то суфизм нашел там весьма благоприятную почву для себя. И в древние, и в новейшие времена там было много суфиев, славных необыкновенным подвижничеством. Суфии не только находятся в гармоническом согласии с различными религиозными и философскими системами всего мира, но всегда были также еще и величайшими творцами религиозного согласия и мира. Гробницы "Мойнудина Чишти", "Низамуддина", "Шарифудина", "Ванды Наваза", "Мохаммеда Хауса" посещаются людьми разных наций и вероисповеданий с величайшим почтением и благоговением к их жизненным подвигам.

Суфийский орден почти у всех восточных народов и у некоторых из народов Европы считается первым по своей религиозной философии, божественной любви, одухотворенности и гуманности своего учения.

По свойствам космополитической гармонии доктрин, по скромности, простоте и высоте мыслей, при таком равновесии отдельных его частей, это - мировая мудрость. Суфизм есть религиозная философия любви, гармонии и красоты. Цель его - раскрывать душу человека до тех пор, пока красота мироздания не сделает его способным достичь совершенства и стать таким образом, насколько это возможно, выражением божественной гармонии. Многие суфийские святые достигали того, что, известно как постижение Бога (самое широкое, всеобъемлющее понимание смысла слова: "благой", какое только доступно человеку). Строго говоря, суфизм - ни религия, ни философия. Это ни деизм, ни атеизм. Он стоит между тем и другим и заполняет пропасть между ними. Религиозные люди считают суфиев весьма свободомыслящими, тогда как холодно рассуждающие философы смотрят на них, как на очень религиозных людей, ибо суфии для того, чтобы возвысить свою душу, руководятся в жизни более высокими принципами, чем те, которым могла бы следовать материалистическая логика. Суфии во многих случаях осуществили в себе и обнаружили величайшее совершенство, доступное людям. Надо только прочесть жития некоторых суфийских святых, чтобы понять, что между ними можно найти божественные образцы человеческого совершенства во всех состояниях, - от царя до пахаря. Мысль что суфизм возник из Ислама или из какой-нибудь другой религии не безусловна верна, хотя суфизм и можно просто назвать духом Ислама, так же как и чистой сущностью всех религий и философий. Поэтому суфии не чувствуют вражды или предубеждения к последователям какой-либо другой религии. Они способны сразу увидеть и оценить во всем самое лучшее, смотря через то нежелательное с чем они могут придти в соприкосновение.

Суфий чтит Бога с самоотвержением и любит Его, чтобы утонуть в Нем. Он непрерывно хранит мысль об Истине и во всем видит Истину, и поэтому никогда нет у него предубеждения против кого бы то ни было. Суфии проявляют нежную любовь ко всякому живому существу и, осуществляя гармонию в своей жизни, всегда находятся в гармоническом согласии с Абсолютным. Суфий оканчивает в течение своей жизни путь, ведущий к Божеству, и достигает высшей степени блаженного состояния, имя которому "Бака" (Спасение). Люди всех вероисповеданий достигают, в конце концов, того же самого уровня понимания и осуществления, который представляет нам суфизм. Но суфийский метод осуществления должен быть признан самым легким, самым коротким и самым интересным для совершенствования человека в физическом, интеллектуальном, умственном, моральном и духовном отношении. Для этого необходимо изучение "Шариата", "Тариката", "Хакиката" и "Марефата" и практическое приложение "Зикра", "Фикра", "Касаба", "Шагала" и "Амаля". Немыслимо найти большую гармонию в жизни, чем та гармония, которой можно достичь практическим применением этой системы с полным усердием, терпением и настойчивостью. Суфизм, вне всякого сомнения, заключает в себе все разветвления мистицизма, - как, например: психологию, оккультизм, спиритизм, ясновидение, яснослышание, интуицию, вдохновение и т. д. Но то, чего суфии хотят достичь больше всего, не есть какая-либо из выше упомянутых его областей, ибо цель всех их направлена к усилению индивидуальности, а последняя сама по себе есть только препятствие на пути суфия к достижению высшего совершенства. Кроме того, специальное изучение этих областей часто не совсем безопасно, ибо грозит привести к религиозным суевериям. Поэтому главная цель вступления, в суфийский орден есть не что иное, как усовершенствование сердца при помощи самоотречения и смирения, дабы оно могло быть достаточно чистым для посева на нем семян Божественной Любви и для осуществления Высшей Истины и Мудрости теоретически и практически, без чего немыслимо выработать в себе лучшие свойства человеческого характера. Божественное совершенство есть совершенство во всех талантах и тайнах. Все тайны, способности и постижения постепенно открываются суфию без особых усилий с его стороны. Самопостижение есть высшее и наименее возможное достижение. Невозможно достичь его как знаний и искусства, известными способами, какими можно получить напр.: здоровье, богатство, почет и власть. Для достижения этого самопостижения многие цари в древние времена оставляли свои царства; столько людей отказывалось от своих семейств, имущества и всего, что им принадлежало, шло в пустыни, джунгли и горы как, например, в Гималаи, и проводило свою жизнь аскетами, стремясь только к одному этому блаженному состоянию. В духовной истории, в прежние времена, так же как и ныне, были на Востоке люди горячо любящие Бога. Они отрешались от себя со всем пылом своего сердца, отбрасывали в сторону всякие сомнения и отдавались руководству своего Муршида с совершенным смирением, послушанием, покорностью, благоговением и повиновением. Их жизнь была великой, дивной и невообразимой для обыкновенного ума.

Суфийский орден считается в мире тайным орденом, ибо он закрыт для всех, кроме немногих достойных и избранных, которые рассматриваются, как наиболее желательные из тех, кому с совершенным доверием можно вручить божественные тайны.

СУФИЙСКОЕ ОБУЧЕНИЕ.

"Муршид" предпочитает такого мюрида, ум которого был бы возможно менее испорчен и занят разными другими методами, равно как и не имеющими ценности, суетными заботами мира, который делает человека эгоистом и себялюбцем. Только тот желателен и достоин посвящения, кто выше всего ценит суфизм и имеет безграничную веру в муршида, а так же и тот, кто от всего сердца, с совершенным терпением, покорностью, смирением и благоговением обещает быть упорным в работе. Муршид никогда не предписывает своему мюриду вести аскетический образ жизни, то есть жить в уединении и отказаться от всех мирских удовольствий. Отличительная черта суфийского обучения состоит в том, что муршид вносит больше жизни и света в душу мюрида, чтобы тот выше ценил мир и больше наслаждался его радостями, чем другие. Конечно, верность гармонии и воздержанию наиболее существенна. Муршид, прежде всего, сообщает мюриду Божественную Любовь, которая с течением времени развивается и очищает его настолько, что позволяет человеческим добродетелям наиболее свободно и самостоятельно развиться в его сердце. Затем тот получает все более и более мудрости непосредственно от Божественного Существа и достигает, наконец, самоосуществления. Для мюридов нет общего курса обучения, но каждый мюрид получает специальное обучение, наиболее соответствующее его потребностям. Другими словами, - муршид, как духовный врач, для исцеления каждого мюрида предписывает соответствующее лекарство. Нет никакого срока для достижения известной степени. Не было бы преувеличением, если бы я сказал, что для окончательного усовершенствования в суфизме одному более чем достаточно даже одного момента после посвящения, а другому - и целой жизни мало.

"Это зависит только от милости Господа, Который отмечает своих избранных (Коран)".

Все таки, всегда есть надежда на успех.

"Если кто сделает один шаг навстречу милости Божией, Божественное милосердие делает десять шагов вперед, что бы принять его (Коран)".

ДУХ И МАТЕРИЯ.

С научной точки зрения, дух и материя совершенно различны. С философской точки зрения, они составляют одно. Дух и материя различны, как различны между собою вода и снег. А, ведь, последние вовсе не различны, ибо снег - не что иное, как вода. Когда колебания духа становятся более интенсивными, он обращается материю. А когда колебания материи становятся неуловимее, она обращается в дух.

Для суфия в начале его обучения желательна духовная жизнь, а когда он достигает ее, материальная и духовная жизнь теряют для него всякое различие, и он становится господином в той и другой.

СЕРДЦЕ И ДУША.

Сердце человека есть Престол Божий. И, действительно, сердце не только кусок мяса, как его обыкновенно рассматривают. Оно также еще и важнейший орган чувства, расположенный между телом и душою. Сердце, как часть тела, есть первый орган, воспринимающий чувство и передающий его затем по всему телу. Существуют четыре аспекта сердца, а именно:

1) Араш. - Престол воли.
2) Курси. - Палата справедливости и способности различать.
3) Люх. - Вдохновенное состояние.
4) Калям. - Внутренне чувство.

Дыхание поддерживает связь между телом, сердцем и душою. Оно состоит из астральных колебаний и оказывает большое влияние на физическое и духовное бытие. Поэтому первое дело суфия - очищение сердца, чтобы привести в состояние гармонии все свое существование. Невозможно возвысить сердце без благочестия, ибо благочестие является самым легким, идеальным путем, который муршид рекомендует верному мюриду и которым тот приходит к господству над своим сердцем, становясь "Сахиб-и-диль (Господином сердца)".

ЗАКОН ДЕЙСТВИЯ.

Закон действия так же положителен и неоспорим, как возможность обжечь руку, положив ее в огонь, или заморозить ее, положив в снег. Оставляя в стороне действие, надо признать, что даже слово и мысль имеют отвечающие им хорошие или дурные последствия которые обнаруживаются рано или поздно.

Зло, которое человек делает сознательно, сам считая его злом, есть грех, а добро, которое он делает сознательно, считая его добром, есть добродетель. Но тот, кто совершает добро или зло бессознательно, не давая себе отчета в этом, не имеет ответственности за свои грехи, ни славы за свои добродетели, - и все таки, независимо от этого, он понесет наказание или получит награду за свои поступки.

Человек создает себе будущее своими поступками. Каждое доброе и злое дело его производит соответственные колебания в окружающей его атмосфере и распространяется по всему миру. Чем выше стоит человек в духовном отношении, тем сильнее колебания, порожденные его поступками, и тем лучистее свет, разносимый ими по всему миру. Мир подобен куполу: он отражает то, что вы говорите под ним, и отвечает вам теми же словами. Таков и закон действия: что вы сеете, то и пожнете.

Конечно, невозможно провести грань между добром и злом, ибо вещи кажутся вам такими, какими вы видите их: для дурного взгляда и все хорошее - дурно, а хорошему взгляду и дурное кажется хорошим в известном смысле. Поэтому, мудрец хранит молчание, когда другие отличают добро от зла. Самое важное: не делать другим того, чего вы не хотите, чтобы другие делали вам. Поэтому, желательны такие действия, которые исходят из добрых побуждении и нежелательны диктуемые злыми.

Несомненно, сила есть право, но ведь, в конце концов, и право есть только сила. Различные религии дают различные правила для жизни. Но для суфия высшим руководящим началом является его "воля".

Он - слуга, подчиняющийся правилам, но в то же время он - господин, предписывающий себе эти правила.

Кто никогда в жизни не подчинялся, тот никогда не сумеет и властвовать; поэтому для того, чтобы стать господином, сначала надо быть слугою.

Как врач души, муршид предписывает своему мюриду необходимые правила, и тот, по окончании обучения, достигает такого блаженного состояния, где поднимается над добродетелями и грехами и стоит по ту сторону добра и зла. Для него уже не существует разницы между радостью и горем, раз мысль, слово и дело его являются мыслью, словом и делом Бога.

СОСРЕДОТОЧЕНИЕ.

Весь этот мир создан сосредоточением Бога, которое и является причиною деятельности мира. Каждое живое существо в нем постоянно сосредоточено на том или другом, сознательно или бессознательно. Это показывает, что все добро и зло есть результат сосредоточения. Чем сильнее последнее, тем больше надежды на успех. А недостаточная сила сосредоточения является причиною всех неудач. Все великие люди, совершившие что-либо великое, действовали в силу своего сосредоточения. Для этого и иного мира, равно как для материального и духовного процесса, сосредоточение является существенно необходимым. Сила воли больше, чем сила действия. Однако, действие необходимо, в конце концов, для осуществления воли.

Суфизм различает семь видов сосредоточения:

1) Нимаз - для власти над телом.
2) Вазифа - для власти над мыслью.
3) Зикар - для очищения души.
4) Фикр - для очищения ума.
5) Касаб - для вступления в область духа.
6) Шагаль - для вступления в область отвлеченного.
7) Амаль - для полного уничтожения.

Путем регулярного применения вышеупомянутых видов сосредоточения, можно достичь совершенства, прошедши три ступени развития:

1) Фэна-фи-Шейх - Уничтожение в астральной области.
2) Фэна-фи-Расуль - Уничтожение в области духа.
3) Фэна-фи-Аллах - Уничтожение в отвлеченном.

Прошедши все три эти ступени, человек достигает высшего состояния: "Баки-би-Аллах (Уничтожение в вечном сознании)", которое и является конечной целью всех, идущих этим путем. Первое, что надо обстоятельно изучить, это - дыхание. Оно - сама жизнь и в то же время - цепь, соединяющая наше материальное существование с духовным. Оно есть так же возвышающая сила, которая может поднять человека на большую высоту, если только он сумел овладеть им при помощи муршида, этого путеводного маяка, зажженного Богом.